Эксперт назвал основные проблемы эвакуации погибших с Ключевской сопки вертолетом
Трагическая эпопея, связанная с гибелью группы туристов-альпинистов на склонах Ключевской сопки, близится к своему завершению. Всех выживших эвакуировали. Осталось вывезти с горы тела девяти погибших. Удастся ли сделать это с помощью вертолета? Свое мнение высказал один из опытнейших российских вертолетчиков.
фото: КГКУ «ЦОД»
— Мне доводилось работать в тех местах, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель СССР Феликс Воробьев. — Ключевская сопка — это очень опасная штука. Она же все время «дышит». Погодные условия на Камчатке и так непростые, переменчивые, а на склонах горы-вулкана — тем более.
— Можно ли посадить вертолет на такой немаленькой высоте? Ведь трагедия случилась на отметке более 4150 метров…
— Если там найдется подходящая горизонтальная площадка, вполне возможно. Наши винтокрылые машины забирались и выше. Только я очень сомневаюсь, чтобы нашелся на склоне такой подходящий «пятачок». Поэтому, скорее всего, вертолету придется зависнуть над склоном, а поднимать тела на борт будут при помощи лебедки и троса, длина которого может достигать 30 метров.
задача для пилота при этом тоже очень непростая. Если склон достаточно крутой, есть риск зацепиться за него лопастями винта при заходе на точку. Но даже и при более пологом рельефе дело сложное. нужно держать машину довольно долго над одним и тем же местом, пока идет погрузка. А там же ветры сильные задувают практически без перерыва.
Если полетят, то на Ми-8, а этот вертолет очень «не дружит» с боковым ветром. Вот если бы использовать камовскую машину, где использована другая компоновка с двумя соосными несущими винтами, вращающимися в разные стороны, было бы гораздо проще. А на «восьмом» пилоту придется заходить к месту против ветра и потом заниматься ювелирной работой при зависании на склоне горы.
фото: КГКУ «ЦОД»
Среди неприятностей и опасностей, которые поджидают моих коллег на Ключевской сопке, есть еще весьма вероятная плохая видимость и летящие сверху камни. Вулкан и сам по себе способен «бросаться» ими, а вихрь от работающего винта создает дополнительные порывы, которые вполне способны сдвинуть с места какие-то из лежащих на склоне каменных фрагментов. Стоит лишь такому камушку покатиться под уклон, тут же прихватит с собой и соседей, в итоге может образоваться камнепад, опасный для вертолета. «Камнепадная» угроза значительно возрастает при повышении температуры от минуса к плюсовым значениям: мороз «припаивает» влажные камни к склону, но если этот ледок растает, им уже гораздо легче сдвинуться со своего места и устремиться вниз.
— Можете ли дать прогноз — насколько велика вероятность успешного применения вертолета при эвакуации тел погибших со склона Ключевской сопки?
— думаю, 50 на 50. Все зависит от погодных условий. Это задачка со многими неизвестными, практически каждое из которых может в любой момент поменяться. Уверен, что вертолетчики не будут рисковать в такой ситуации, когда речь идет уже не о спасении людских жизней, а о транспортировке погибших. думаю, будут выжидать, ловя погодное затишье. Может даже вылетят на место, но если окажется, что там условия ухудшились, вернутся назад.