Как будет устроена власть на новых территориях России
Хотя референдумы о вхождении в Россию ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей официально завершаются 27 сентября, они были признаны состоявшимися еще 25 сентября из-за беспрецедентно высокой явки. Если будет использована «крымская модель» присоединения, то сразу после заключения договоров о присоединении перевыборов местной власти не будет, но она будет укреплена российскими специалистами. Главы субъектов станут избираться не прямым голосованием, а депутатами.
Скорее всего, из присоединенных территорий создадут новый — девятый — Крымский федеральный округ. Уже широко обсуждается кандидатура полпреда президента там. Это экс-глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Можно спорить о талантах Дмитрия Олеговича как организатора промышленности, но то, что он опытный политик, у него не отнять. Тем более — политик, знающий специфику региона. Он еще в 1992 году поехал добровольцем в Приднестровье, а в 2012-м был назначен туда спецпредставителем президента. А уже будучи «оборонным» вице-премьером, в 2014 году писал в соцсетях, что с радостью поменял бы свою должность на место в «окопах Славянска» вместе с ополченцами ДНР. В пользу назначения Рогозина говорит и то, что 24 сентября он впервые после долгого молчания опубликовал в своих соцсетях следующую цитату: «Наш народ не сотрешь в порошок. Его можно стереть только в порох».
«МК» обсудил проблемы устройства властной вертикали на присоединенных территориях с политологом Денисом Денисовым.
Последний день референдума в ЛНР. фото: AP
— В первую очередь мы можем ориентироваться на опыт присоединения Крыма к Российской Федерации. Те тенденции, которые мы наблюдаем, достаточно схожи с тем, что наблюдались в 2014 году. Поэтому можно спрогнозировать, что радикальной ломки всей политической системы и представителей управленческого корпуса, видимо, не будет, но при этом будет планомерная и системная замена ряда исполнителей на местах — без этого точно не обойтись. По ситуации и в народных республиках, и в Херсонской и Запорожской областях очевидно, что нужно очень внимательно проанализировать деятельность руководителей этих образований на местах и определить для себя: качественно это было или нет? Во втором случае это признание того, что по целому ряду направлений есть недоработки, провал зоны ответственности. В первую очередь это касается народных республик, так как в Запорожской и Херсонских областях вертикаль власти совсем новая.
— Как вы думаете, будут ли проводиться после присоединения выборы?
— Никакой необходимости запускать этот процесс после присоединения я не вижу. Тем более в Российской Федерации существует практика, связанная с Единым днем голосования, который уже на протяжении нескольких лет реализуется 11 сентября. Поэтому никакой спешки в этом вопросе не нужно, но, с другой стороны, если ситуация сейчас уже проанализирована и есть оценки эффективности руководителей регионов, то вполне реально провести избирательные кампании в этих регионах.
— Как вы считаете, для новых регионов нужно придумать новую модель вертикали власти или сделать все по образцам субъектов России?
— В Российской Федерации среди разных субъектов есть разные модели устройства вертикали власти на местах. ничего в этом отношении выдумывать не надо — есть совершенно приемлемые модели. Если они становятся регионами Российской Федерации, то в полном объеме должны влиться в существующие системы. И есть хорошо функционирующие образцы — велосипед выдумывать не нужно.
— Вы приводили в пример Крым. В чем успех его модели?
— например, в Крыму существует официальное трехъязычие. Многоязыковые модели можно применять и в новых регионах России.