Новые медиа: кто и как формирует современное инфополе - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Экономика » Новые медиа: кто и как формирует современное инфополе

Новые медиа: кто и как формирует современное инфополе

Развитие Интернета, компьютеризация домохозяйств и повсеместное распространение смартфонов привели к формированию новых привычек как в сфере услуг, так и в медиапотреблении. Сегодня с помощью несложного поискового запроса в Интернете можно найти все что угодно, а телеграм-каналы, социальные сети и другие «новые медиа» постепенно занимают позиции привычных газет и журналов. Чтобы успеть в ногу со временем, традиционным СМИ приходится быстро переориентироваться, внедряя все больше современных технологий и форматов в свою работу. Как эта трансформация влияет на конечных потребителей, что такое «новые медиа» и чего ждать индустрии коммуникаций в ближайшем будущем, разберемся в материале «МК».

фото: pexels.com

Новые медиа

«Новые медиа (англ. New media) – термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных средств массовой информации, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики» – такое определение новым медиа дает свободная энциклопедия «Википедия».

Принцип работы новых медиа прост – это интерактивность. Всего несколько десятков лет назад коммуникация с аудиторией осуществлялась в одностороннем порядке без какой-либо обратной связи. Теперь же каждый может не только прокомментировать сообщение, но и предложить собственное, повлияв на инфополе. Соответственно, с развитием новых медиа в обществе полностью поменялась модель коммуникаций и способ общения людей друг с другом.

«Новые медиа я трактую по Генри Дженкинсу. Он говорил о том, что современный медиаконтент отличается от медиапродукта до начала 90-х, что в нем нет четкой грани между создателями и потребителями контента. То есть теперь создать контент может кто угодно, и кто угодно может дать обратную связь, роль пользователя растет», – говорит медиапедагог Елизавета Мусина.

По мнению же руководителя Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игоря Молодцова, понятие «новые медиа» нужно рассматривать с точки зрения экономического аспекта, а не коммуникации.

«Со стороны экономики суть новых медиа – в появлении новых бизнес-моделей, не характерных для традиционных медиа, то есть не рекламно-дистрибуционных», – поясняет спикер.

Молодцов добавляет, что на сегодняшний день государственное регулирование немного отстает от эволюции медиа.

«Мы находимся в младенчестве законотворчества по отношению к цифровой среде в целом. Не только к платформам и соцсетям. Общие тенденции здесь – ужесточение модерации, например, сложно проследить. Технологическому взрыву в этой сфере всего лет десять, поэтому пока мы просто учимся, как с ними быть», – комментирует он.

Клиповое мышление или многозадачность?

Как поясняет Молодцов, первое место в современном медиапотреблении принадлежит видео. В этом формате сейчас доминируют короткие вертикальные видео, несмотря на то что профессионального сериального и киноконтента также становится все больше. Этот тренд подтверждается не только успехом многих платформ с короткими роликами, но и тем, что даже сайты, не сконцентрированные на видеоконтенте, все чаще в качестве инструментов добавляют просмотр именно вертикальных видео. Тем не менее спикер не согласен с тем, что «мода» на короткие видео говорит о том, что мышление пользователя стало более фрагментарным и неспособным воспринимать длинные текстовые или аудиовизуальные сюжеты.

«Мне не попадалось серьезных исследований, насколько длина сообщений влияет на восприятие, которые бы эту тенденцию, как клиповое сознание, подтверждали. Это все страшилка, которой пугают в научно-популярной литературе. А что попадалось – это исследование по мультиканальному потреблению. Это, возможно, дает основание людям, не особо глубоко вникающим, предполагать, что, если одновременно слушать радио, читать Telegram и слушать, о чем тебе мама говорит (что умеют делать молодые люди), – сформируется клиповое мышление. Но это не так», – говорит Молодцов.

фото: pexels.com

«Клиповое мышление – это не новый феномен. Он появился в начале 2000-х, тогда на часто сменяющиеся картинки была мода. Но сейчас клиповость – это лишь способ разгрузки для нашего мозга, которая не зависит от возраста пользователя. Как я уже говорила, молодежь, наоборот, все чаще выбирает большие формы с целью познания. В тот же момент сейчас все чаще проявляется такая вещь, как фоновое прослушивание. Когда человек на фоне включает какое-то интервью и делает домашние дела. Причем, удивительно, как я вижу по своим ученикам, таким образом полученная информация остается у них на подкорке», – поддерживает коллегу Мусина.

Сегодня и завтра

Тем не менее, по мнению Мусиной, у медиапотребления сегодня есть свои тренды.

«На что я обратила внимание из современных трендов, что появилось цензурирование контента. Еще лет 10 назад тот же самый YouTube никак не «банил» весь тот массив видео, что он содержал. Можно было свободно найти кадры какого-то насилия, платформа была переполнена абсцентной лексикой. Сегодня же я вижу цензурирование. Это связано и с тем, что искусственный интеллект стал тоньше чувствовать грани, и с еще одним трендом. Сегодня потребитель стал более требовательным к качеству контента. Пользователи стали предъявлять сформулированные и достаточно высокие запросы. Как к его наполнению по смыслу, так и к самой «картинке». Я заметила, что ученики старших классов и студенты все больше внимания уделяют большим формам: документальным фильмам, длинным интервью и лонгридам», – рассказывает медиапедагог.

В свою очередь Молодцов указывает на опасности рекомендательных механизмов, которые сегодня есть на каждой мало-мальски крупной платформе.

«Рекомендательные механизмы создают вокруг человека уютную медиадеревню, где он будет читать, смотреть и дружить только с теми, кто ему созвучен. Все элементы вашего существования замыкаются в коконе. Я знаю ученых, которые подписаны на TikTok, так у них в ленте вы не найдете никаких развлекательных видео. Там будут лекции, эксперименты, исследования, короткие брифы на разных языках мира. Появится ли такой контент в рекомендациях у простого школьника? Вряд ли», – комментирует он.

Но тут есть и обратная сторона, которую можно назвать тенденцией. В основе хорошего рекомендательного сервиса лежит управление большими данными. Тренд заключается в том, что сейчас мы приходим к пределу технологии. То есть когда вам подсказка начинает казаться грубой или реклама навязчивой, это значит Big Data не работает, она достигла технологического предела. Это происходит потому, что она уже слишком большая, нужны люди, которые «облегчат» ее.

«Будущее, на мой взгляд, за метавселенными. Это альтернативные пространства, где есть игроки из совершенно реального мира, например банки. Строительство метавселенных – это одно из самых серьезных направлений медиаинвестиций. Это построение реальности. В которой человек не только тратит время и деньги, но он еще и предоставляет свои данные, для того чтобы максимально считать его потребности, в том числе и будущие», – считает эксперт.

«Еще один тренд я бы назвала «мнение автора важно». Подход к информации у цифровой молодежи изменился. Мы тонем в лавине данных, поэтому молодые больше доверяют информации, пропущенной через призму мнения какого-то человека, которому они доверяют, через его оценку. Из него выходит и страшный информационный голод юных граждан, начиная с 8-го класса и старше. Они не верят классическим СМИ в виде федеральных каналов, а количество лидеров мнений, которые бы доносили до них новостную повестку, очень мало. Они хотят понимать первопричину вещей, но у них нет площадки, где бы они получили опору. На мой взгляд, информация будет распространяться все быстрее и быстрее. например, сейчас достаточно быстро новости появляются в Telegram-каналах, но, я думаю, появится еще что-то более оперативное. В таком водопаде информации возникает все больше вызовов для государства, которое может потерять контроль. Вот с этими вызовами нам и придется столкнуться в ближайшее время», – заключила Мусина.

Источник

Столото

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *