Российские ученые изучили пиявок Арктики и открыли новые виды - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Наука » Российские ученые изучили пиявок Арктики и открыли новые виды

Российские ученые изучили пиявок Арктики и открыли новые виды

Пять новых видов и один род кольчатых червей – пиявок открыли в Арктике учёные Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения ран и СпбГУ.

Российские ученые изучили пиявок Арктики и открыли новые виды

Пресноводные пиявки, тем более те, что обитают в Арктике, считаются малоизученной группой обитателей водоёмов. Чаще всего в своих работах биологи описывают тропических, европейских или североамериканских пиявок. Российские ученые исправили ситуацию, описав богатое сообщество этих живых существ, расселенных в арктическом регионе.

Они собирали образцы пиявок и анализировали их генетические данные в течение 10 лет. В итоге были исследованы ареалы обитания на 13 территориях, включая Кольский полуостров, полуостров Канин, Малоземельскую тундру, остров Колгуев, Полярный Урал, Ямал, Таймыр, плато Путорана и другие. В работу также были включены сведения о фауне пиявок арктической Скандинавии. Самой северной точкой обитания плоских пиявок был признан полуостров Таймыр, 72 градуса северной широты.

Учеными было описано 14 видов плоских арктических пиявок, принадлежащих к пяти родам. Пять видов и один род оказались прежде неизвестными, новыми для науки.

Наиболее интересной находкой, по мнению учёных, оказался гипербореомизон полярный (Hyperboreomyzon polaris  — (на фото – (е)) – новый реликтовый род и вид пиявок, найденный на острове Колгуев и плато Путорана. Эта очень древняя пиявка оказалась гигантом, почти в два раза крупнее других обитательниц Арктики, – ее длина  2 сантиметра. Она имеет тёмно-коричневую окраску и покрыта бугорками.

По словам директора Лаверовского центра, члена-корреспондента ран Ивана Болотова, у ученых есть версия, что этот род пиявок не является эндемиком Арктики, а может встречаться в Азии и на Алтае.

Кстати, ученые пока не поняли, чем питается гипербореомизон полярный, – дело в том, что его находили в маленьких водоемах, где не водилось больше никакой живности и рыб, на которых иногда паразитируют пиявки. Ученые предполагают, что его могли принести в Арктическую зону перелетные птицы.

В настоящее время исследователи готовят все материалы для включения гипербореомизона полярного и еще одного нового вида – глоссифонию арктическую (Glossphonia arctica) для внесения в Красную книгу России.