Елизавета Лихачева прокомментировала назначение директором Пушкинского музея вместо Марины Лошак
Похоже, некрасивая отставка Зельфиры Трегуловой, с которой не продлили контракт в Третьяковской галерее, повлияла на решение директора Пушкинского музея Марины Лошак, и она-таки написала заявление об уходе из ГМИИ имени Пушкина по собственному желанию.
фото Ghirlandajo commons.wikimedia.org
Дело в том, что не так давно в сети уже появлялась информация об уходе Лошак по собственному желанию якобы от ее лица, хотя на самом деле это была странная шутка (фейк, сознательная деза?) блогера, которую некоторые издания поспешно подали как свершившийся факт. Но эта «репетиция», помогла Марине настроиться, и, не дожидаясь, когда ее попросят выйти вон, уйти самой – с гордо поднятой головой. При этом ее пост переходит не к «темной лошадке», коей остается для арт-среды Елена Проничева в Третьяковке, он достался известной в музейных кругах фигуре – Елизавете Лихачевой.
В том, что Марину Лошак, которая возглавила Пушкинский музей в 2013-м году, уберут из Пушкинского, ни у кого не было сомнений. В нынешних обстоятельствах вряд ли Минкультуры решился бы оставить у руля одного из главных музеев страны мать телеведущей Анны Монгайт, признанную иностранным агентом и не стесняющуюся в выражениях по поводу курса власти.
Анна в «черном списке» с ноября, в феврале там же оказался и племянник Марины, известный журналист Андрей Лошак, также признанный иноагентом. Оба покинули Россию. Эти родственные связи Лошак припоминали чуть ли не каждый день в последний месяц. Так что вопрос о том, останется она или нет вообще не стоял. И судя по всему, Лошак сама начала готовиться к уходу почти сразу после упомянутой шутки.
В пользу этого предположения говорит ее решение о назначении главой региональных филиалов ГМИИ (их в общей сложности шесть) опытного искусствоведа, заведующей Волго-Вятским филиалом ГМИИ Анны Гор. Об этом стало известно еще 15 февраля, спустя двое суток после «заочной отставки».
А тем временем наверху обсуждался вопрос – кто займет место Лошак в ГМИИ. Кивали на Илью Доронченкова, замдиректора ГМИИ. Как минимум сотрудников Пушкинского такой вариант бы точно устроил. Но вышло иначе – Министерство культуры предложило эту должность директору Музея архитектуры имени Щусева Елизавете Лихачевой, у которой контракт тоже был на исходе и как раз заканчивается 21 марта. Так что заявление о добровольном увольнении Марины Лошак не случайно появилось накануне.
Нам удалось связаться с Елизаветой как раз в тот момент, когда она выходила из Минкультуры, обсудив там основные детали своего назначение.
— Для меня главное, — сказала Елизавета Лихачева, — чтобы в Музее архитектуры была сохранена моя команда.
(К слову, на прежнем месте работы Лихачевой удалось запустить многие процессы: так, недавно началась научная реставрация дома Мельникова, к которой шли пять лет. И только погруженный в тему специалист сможет довести дело до качественного результата).
— В связи с вашим переходом на работу в Пушкинский музей кто будет директором Музея архитектуры?
— Мне пошли навстречу, и директором музея станет его главный хранитель – Наталья Шашкова, — сказала «МК» Елизавета.
Еще две недели Лихачева будет заниматься делами щусевского музея. Но уже 21 марта с ней Министерство культуры подпишет договор на новую должность в ГМИИ им. Пушкина. А его Елизавета Лихачева знает не понаслышке. Последние пару лет она время от времени читала там лекции по архитектуре и водила авторские экскурсии. С Мариной Лошак они в приятельских отношениях. У Лихачевой репутация прекрасного искусствоведа и историка искусства, свое дело она знает.
Она проработала в Музее архитектуры 17 лет, результат налицо – архивы приведены в порядок, выставки делаются достойные, придуман современный музея и тд и тп. Послужной список – приличный. Очевидно, Марина Лошак, приняв неизбежное, сама сделала выбор.
Марина Лошак подала в отставку с поста директора Пушкинского музея