Декларации депутатов Госдумы и сенаторов ушли в тень: что с ними не так
До 1 апреля депутаты Госдумы, как и все лица, замещающие государственные должности, должны были сообщить о доходах и имуществе — своих, своих супругов и несовершеннолетних детей. Декларационная кампания этого года в парламенте получилась, мягко говоря, странной — она ушла в <span class="wp-tooltip" title="Архетип Нечто противоположное тому что индивид акцентирует в своем сознании Как несовместимое с избранной сознательной установкой не допускается к проявлению в реальной жизни и за счет этого в конечном счете образует достат. Принятый недавно закон</span требует официально обнародовать данные из депутатских и сенаторских деклараций лишь в «обобщенном», без привязки к конкретным фамилиям виде. А подписанный президентом в декабре 2022 года указ и вовсе отменяет официальные публикацию деклараций «в период проведения специальной военной операции». Некоторые депутаты и даже целые фракции, правда, всё равно решили сведения о своих доходах и имуществе обнародовать — но в том объеме и формате, в каком сочли нужным, и где сочли нужным…
фото: freepik
В 2008 году, при президенте Дмитрии Медведеве, в России приняли закон</span «О противодействии коррупции», который одной из мер профилактики этой социальной болезни объявил ежегодное декларирование, то есть <span class="wp-tooltip" title="Образы представлений как правило менее ярки и менее детальны чем образы восприятия но в них находит отражение самое характерное для данного предмета Различия в яркости устойчивости и точности представлений памяти очень инди сведений о доходах, имуществе и транспортных средствах определенными категориями лиц, замещающими государственные должности — с последующим официальным опубликованием части этих сведений. Тогда много говорилось о «повышении транспарентности» власти, её открытости перед обществом, контроле со стороны гражданского общества.
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации — тоже лица, замещающие государственные должности, причем с особым статусом, прописанным в специальном законе. Они обязаны отчитываться за себя, своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. «Сдаться», как говорили когда-то на Охотном ряду, следовало до 1 апреля, а примерно через две недели часть содержащихся в декларациях даных размещалась на сайте Госдумы и СФ для всеобщего обозрения. За прошедшие годы требования к декларациям и степени их подробности изменялись, появилась обязанность отчитываться не только о доходах, но и о расходах, то есть крупных приобретениях, превышающих совокупный Доход семьи за три года. Более детально была регламентирована процедура внутренних проверок поданных документов. Примерный перечень подлежащих обнародованию данных из деклараций прописан в соответствующем указе президента РФ. Начиная с 2010-го года, при желании граждане, общественные организации и эксперты могли на официальных сайтах всех органов власти, и обеих палат парламента тоже, узнать о денежном доходе конкретного президента, депутата, сенатора, министра и т.д. (о нем сообщалось одной цифрой, без указания источников средств), ознакомиться с перечнем объектов недвижимости, находящиеся в собственности или пользовании — с указанием их вида (квартира, дом, сарай, гараж, подвал, земельный участок), площади, а также страны нахождения. В отношении транспортных средств сообщалась лишь марка и модель. Конечно, выставлять на всеобщее обозрение пусть куцые и порой мало о чем говорящие без дополнительных разъяснений данные обязанным делать это по должности никогда не нравилось. Но вроде как привыкли и терпели.
Стоит вспомнить, что Россия до 2022 года входила в Группу стран против коррупции (ГРЕКО), созданную членами Совета Европы организацию, и очень активно с ней сотрудничала (сейчас отношения разорваны). Так вот, в 2018 году в докладе ГРЕКО о предупреждении коррупции в отношении парламентариев, судей и прокуроров признавалось, что российское антикоррупционное законода в общем и целом весьма неплохо, но вот система декларирования доходов и имущества депутатов оставляет желать лучшего — в том числе и потому, что «должное внимание не уделяется источникам денежных доходов», а широкой публике эти источники вообще не предъявляются…
Как бы то ни было, на думском сайте сейчас можно ознакомиться с декларациями депутатов с 2016 по 2021 год. Деклараций за 2022-й и последующие годы там уже не появится. Причем кампания по сдаче сведений в 2023 году и началась, и закончилась «в ситуации правовой неопределенности», как любят говорить наши законодатели.
В начале марта 2023 года вступил в силу закон</span, который разрешает не сдавать ежегодные декларации о доходах и имуществе региональным и муниципальным депутатам, совмещающим работу в законодательных органах с бизнесом, госслужбой или другим видом деятель. Тот же закон</span внес важные изменения в порядок ежегодной публикации в Интернете данных из деклараций не только региональных и муниципальных депутатов, но и федеральных парламентариев, соответствующие поправки появились и в действующем законе «О статусе сенатора РФ и депутата Госдумы РФ». Ежегодно сдавать декларации и сенаторы, и депутаты обязаны будут по-прежнему, но народу впредь велено выдавать лишь «обобщенную информацию» об исполнении или ненадлежащем исполнении требований о сдаче деклараций, причем «при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу». Транспарентность больше не в моде: как говорили депутаты во время обсуждения инициативы, враг не дремлет, санкции, и излишняя открытость может угрожать безопасности имущества и доходов депутатов, сенаторов и членов их семей. И т.д., и т.п.
Из ответов главы профильного Комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова («ЕР») на недоуменные вопросы коллег и журналистов о том, какие такие «обобщенные» сведения из деклараций появится в открытом доступе, следовало: все смогут узнать, что столько-то человек сдали декларации, столько-то не сдали, столько-то допустили ошибки… значит, кто именно ошибки допустил и кто не сдал — тайна, сколько у кого денег и недвижимости — тоже, потому что это же персональные данные. Все детали нового порядка публикации деклараций сенаторов и депутатов потом утвердят своими постановлениями Госдума и Совет Федерации — так прописано в законе, напоминал г-н Крашенинников. Некоторые депутаты тут же стали заявлять, что всё равно свои декларации опубликуют, не запрещено же, и скрывать им, мол, нечего, пусть избиратели видят… Эту позицию поддержал и спикер Вячеслав Володин.
Это с одной стороны. А с другой — 29 декабря 2022 года Владимир Путин подписан указ, из которого следует: «в период проведения специальной военной операции и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов РФ» всем участникам боевых действий, которые по рангу, должности и месту работы обязаны ежегодно сдавать декларации, всем командированным в зону СВО (а также тем, у кого туда были командированы супруги), декларации сдавать не надо. Более того: «в период проведения СВО» размещение в Интернете на офицаальных сайтах органов власти и ведомств сведений из деклараций всех тех, кто их все-таки подавать обязан, и предоставление такого рода сведений по запросам общероссийских СМИ «не осуществляется». Точка.
Как всё это понимать применительно к депутатам Госдумы и сенаторам? И как этот указ стыкуется с вышеописанным законом?
По закону ведь все депутаты все равно обязаны сдавать декларации, но публиковать сведения из этих деклараций надо по новым правилам. А по указу президента публикация любых деклараций, и депутатских в том числе, временно отменяется на неопределенно долгий срок, а часть депутатов и сенаторов, ездивших в командировки в зону боевых действий, могут не сдавать декларации вовсе!
Глава думской Комиссии по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Отари Аршба («ЕР») в конце января говорил, что проект постановления Госдумы, в котором будут учтены особенности декларационных кампаний времен СВО, подготовлен. В этом постановлении, по словам г-на Аршбы, будет и про «неопубликование и непредставление в СМИ итогов декларационной кампании, и праве закрыть данные участников и командированных в зону СВО».
Постановление Госдумы не принято до сих пор. Попытки «МК» узнать, есть ли шанс на его появление в ближайшее время, не увенчались успехом. Весь день 31 марта г-н Аршба был недоступен для комментариев, а его первые заместители по комиссии из разных фракций ситуацию прояснить не могли и дружно советовали обращаться к г-ну Аршбе.
Кстати, до сих пор не принял аналогичного постановления и Совет Федерации.
Что мы имеем в итоге? Кота в мешке.
31 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что и глава государства, и все сотрудники его Администрации декларации сдали, но публиковаться они в этом году не будут. См. указ Владимира Путина от 29 декабря 2022 года.
О том, что все сенаторы, в том числе представители новых субъектов РФ, «в установленный срок отчитались о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год», ближе к вечеру 31 марта сообщил и вице-спикер СФ, глава тамошней комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Юрий Воробьев. Из краткого сообщения на сайте СФ невозможно понять, имеет ли он в виду всех без исключения сенаторов. количество отчитавшихся в сообщении не названо.
Глава думской Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и расходах распространил Отари Аршба рано утром 1 апреля заявил, что «все депутаты, обязанные задекларировать свои доходы, указанную обязанность выполнили». Теперь у тех, кто обнаружит в своих декларациях ошибки, есть время до 1 мая, чтобы представить в комиссию уточненные сведения.
Формулировка, избранная опытным депутатом г-ном Аршбой, замечательна. Не «все депутаты», а «все, обязанные задекларировать свои доходы». Понимайте, как хотите — по закону-то они обязаны ВСЕ без исключения, но по указу президента некоторые могут и не «сдаваться»… Числа отчитавшихся о доходах и имуществе глава комиссии тоже не назвал.
несколько дней назад появились не нашедшие безоговорочного и официального подтверждения сообщения о том, что часть депутатов (тех самых, что командировались руководством палаты в зону боевых действий) сдавать декларации не будут. Гипотетически воспользоваться указом президента, наверное, вполне могли бы, скажем, единороссы Дмитрий Саблин, Дмитрий Хубезов, Сергей Сокол, Александр Бородай, Виталий Милонов и Бадма Башанкаев, и некоторые другие. Воспользовались ли? Прямого ответа на этот вопрос г-н Аршба, как мы видим, не дал. Были командированные в зону боевых действий и в других фракциях, в КПРФ, скажем, но, судя по сообщениям пресс-службы Госдумы, утром 31 марта сдали декларации 100% коммунистов (57 человек)…
Известно, что сдали декларации все члены фракции «Новые люди», причем здесь «МК» напомнили, что «все» означает 14 из 15 человек: Анна Скрызникова получила освободившийся после ухода Максима Гулина на работу в «Движение первых» мандат лишь 29 марта, и за 2022 год отчитываться вообще не должна.
Кстати, вот уже несколько лет непредоставление в срок декларации грозит депутату любого уровня, и федерального тоже, досрочным лишением полномочий.
Так как линия в Госдуме выбрана такая — «сдаем все, публикуем сами, кто хочет, как хочет и где хочет», первые сведения о доходах и имуществе депутатов уже стали появляться в разных соцсетях и на партийных сайтах. Конечно, это не декларации в полном смысле этого слова, а именно что отдельные сведения из них, более или менее развернутые.
Системно подошла к делу фракция «Справедливая Россия». Днем 31 марта информация из деклараций всех 28 её членов (включая и тех, кто в зону СВО ездил) была размещена на сайте партии примерно в том же объеме, в каком ранее обнародовалась на думском сайте. Но полного единообразия нет. К примеру, Анатолий Вассерман заявил о наличии квартиры в 116,7 кв.м «в России», не указав, в каком регионе России та квартира. А вот глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков счел нужным сообщить не только страну нахождения своих объектов недвижимости, но и регион («Чувашская Республика», «Республика Крым»). Источники денежных доходов депутатов во фракции «СР» не уточняли. Деклараций жен (мужей) и несовершеннолетних детей нет.
Во фракции «ЕР» о дружной публикации персональных деклараций не объявлялось. 28 марта в вольном стиле отчитался г-н Володин: на сайте Госдумы сообщается, что сумма его денежных доходов за прошлый год составила 80 млн. 928 тысяч рублей, это зарплата плюс проценты по вкладам (в 1999 году «принял участие в создании бизнес-структур и до 2007 года был их акционером», потом акции продал, и большую часть доходов составляют проценты по вкладам, часть которых тратится на благотворительность). «По сравнению с декларацией 2021 года» недвижимости в собственности и владении спикера больше не стало, транспортных средств как не было, так и нет… Отчитались (кратко и очень кратко) в соцсетях и все другие депутаты — единороссы, представляющие Саратовскую область.
И глава думского Комитета по безопасности Василий Пискарев уже доложил в своем телеграм-канале, что общая сумма его дохода за 2022 год — 10 млн.425 тысяч 909 рублей, источники средств объяснены кратко: денежное довольствие, военная пенсия и проценты по вкладам. «Иных источников доходов не имею», «часть денежного содержания направлена на благотворительные цели», новых объектов недвижимости в собственности и пользовании не появилось, транспортных средств и земельных участков как не было в собственности, так и нет…
Вице-спикер Сергей Неверов («ЕР»), в отличие от почти всех представивших данные из деклараций депутатов, сообщил ещё и о доходе жены: его зарплата — 8 900 781 рубль, зарплата жены плюс проценты по банковским вкладам — 10 358 321 рубль. Новой недвижимости не появилось, смоленской поисковой организации передан раритетный ГАЗ-69, а супруга приобрела «Тойоту» 2021 года выпуска (при официальной публикации сведений дата выпуска автомобилей, напомним, не указывалась).
«Новые люди» общего решения о том, публиковать сведения о доходах и имуществе, или нет, не принимали — каждый депутат решает, как поступить, сам, сказали «МК» в пресс-службе фракции. Сардана Авксентьева «сдалась» одной из первых, напомнив, что была против закона о прекращении публикации сведений о доходах и имуществе депутатов и сенаторов в открытом доступе, и потому публикует информацию о себе, благо «на это пока запрета нет».
В КПРФ, рассказал «МК» Александр Ющенко, «закон о запрете публикации декларации не поддерживали, но на заседании фракции этот вопрос специально ещё не обсуждался», но он лично свои сведения о доходах и имуществе опубликует. Его коллега по фракции Михаил Матвеев сообщил, что уже сделал это: на его сайте в разделе «О себе» можно узнать, что Доход депутата в 2022 году составил около 6,2 млн.рублей, из которых 5,8 млн. — «по основному месту работы», то есть в Думе, ещё 158 тысяч с лишним рублей принесла педагогическая деятельность (он преподает в Самарском университете). Г-н Матвеев собщил о двух собственных квартирах в Самаре. Что касается транспортных средств — он тоже указал год выпуска (Форд Куга — 2013, Газель — 2006, а ВАЗ 201102 — 2001 года, правда, «в угоне с 2002 года»…
По словам главы думского Комитета по труду и соцполитике Ярослава Нилова, в ЛДПР решения о «дружной публикации» декларации всех депутатов нет, первое после региональной недели заседание фракции намечено на 3 апреля, «там всё и решим»…
Сообщат ли широкой публике в Госдуме и Совете Федерации ещё хоть какие-то «обобщенные» сведения из деклараций? Не знаем.