Шансы армии Нигера выстоять против иностранного военного вторжения оказались невелики - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Политика » Шансы армии Нигера выстоять против иностранного военного вторжения оказались невелики

Шансы армии Нигера выстоять против иностранного военного вторжения оказались невелики

В Африке становится жарче – и дело не в глобальном потеплении, а в ситуации вокруг пережившего госпереворот Нигере. Лидеры мощного западноафриканского регионального блока ЭКОВАС распорядились об об активизации своих резервных сил, усиливая давление на высокопоставленных армейских офицеров, свернувших в июле нигерского президента Базума. Хотя соседи бряцают оружием, дверь для дипломатического решения пока оставлена приоткрытой.

фото: AP

Выступая после экстренного саммита ЭКОВАС в Абудже, президент соседней Нигерии Бола Тинубу предупредил, что “не исключается ни один вариант, включая применение силы в качестве последнего средства”. Как известно, в прошедшее воскресенье истекло время ультиматума, выдвинутого новым властям Нигера с требованием восстановить <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ свергнутого Мохаммеда Базума.

Хотя ЭКОВАС и расшифровывается как «Экономическое сообщество стран Западной Африки», это региональное объединение, включающее 15 государств, одним сотрудничеством в сфере экономики не ограничивается, а имеет имеет собственные коллективные вооруженные силы. Считается, что этот блок практикует введение войск в страны-члены, где произошел очередной военный переворот (а в западноафриканском регионе это случается нередко). Однако это верно лишь частично.

Активную роль в создании многонационального воинского контингента ЭКОМОГ («Группа мониторинга ЭКОВАС») сыграли англоязычные члены альянса (к ним относятся Нигерия, Гамбия, Гана, Сьерра-Леоне и т. д.) для вмешательства в гражданскую войну в Либерии (1989-1997). При этом уже тогда в региональном объединении не было согласия насчет применения региональных «миротворцев» (здесь тон задавали  франкоязычные члены, такие как Буркина-Фасо и Кот-д’Ивуар).

Позже многонациональные силы ЭКОМОГ отправлялись для контроля за конфликтом в 1997 году в Сьерра-Леоне, чтобы остановить восстание Объединенного Революционного Фронта, а в 1999 году — в Гвинею-Бисау, чтобы положить конец гражданской войне в этой стране.

В 2001 году ЭКОВАС планировало разместить 1700 «штыков» вдоль границы между Гвинеей и Либерией, чтобы остановить партизанское проникновение боевиков, выступающих против нового либерийского правительства, сформированного после выборов 1998 года. Однако боевые действия между новым правительством Либерии и новым повстанческим движением ЛУРД, а также нехватка финансирования привели к тому, что фактически никакие коллективные силы так и не были развернуты. А в 2003 году ЭКОВАС, под давлением Соединенных Штатов, запустило аналогичную миссию под названием ЭКОМИЛ, чтобы остановить захват либерийской столицы Монровии силами повстанцев во время Второй гражданской войны в Либерии. Но региональный контингент быстро сменила миссия Организации Объединенных Наций МООНЛ.

Но после того, как в 2021-2022 гг. военные перевороты произошли в Буркина-Фасо, Мали и Гвинее, ЭКОВАС не стал затевать интервенции в эти страны, ограничившись приостановкой их членства в блоке. Теперь же три упомянутых государства пригрозили, что что могут принять участие в боевых действиях на стороне Нигера в случае начала вооружённого конфликта.

Безусловно, такая позиция служит сдерживающим фактором для окончательного принятия лидерами ЭКОВАС решения о начале вторжения в Нигер.

И вот из нигерийской Абуджи, где прошел экстренный саммит альянса, звучат неоднозначные сигналы. С одной стороны, слышно бряцание оружием. «Если мы этого не сделаем, никто другой не сделает это за нас, – демонстрирует жесткость президент Нигерии Тинубу. – Мы остаемся непоколебимы в нашей приверженности поддержке Нигера на пути к мирной и демократической стабильности в стране». Его слова были подкреплены резолюцией в которой к представителям министерства обороны стран блока обращался призыв «немедленно активировать резервные силы ЭКОВАС со всеми их элементами».

С другой же стороны, за этой резолюцией сразу же последовала другая, в которой говорилось о восстановлении порядка в Нигере «мирными средствами».

И даже выразивший солидарность с ЭКОВАС госсекретарь США Энтони Блинкен воздержался от явной поддержки военного вмешательства, ограничившись общими фразами.

То, что – несмотря на прошедшее после истечения срока ультиматума время, – твердого решения о вторжении многонациональных сил, насколько понятно, принято не было, по мнению аналитиков, убедительно свидетельствует о том, что региональная группировка с неохотой ввязывается в конфликт. Тому много причин – прежде всего, практические трудности и расходы, связанные с таким вмешательством, поддержка нового режима в Ниамее со стороны Мали и Буркина-Фасо, а также обеспокоенность части членов ЭКОВАС возможными издержками для ситуации в и без того турбулентном регионе Сахеля, одного из беднейших в мире, где продолжающееся насилие со стороны вооруженных исламистских группировок привело к бегству миллионов людей и обострило голод.

«Мы должны вовлечь все вовлеченные стороны, включая лидеров переворота, в серьезные дискуссии, чтобы убедить их отказаться от власти и восстановить президента Базума. Наш долг — исчерпать все возможности взаимодействия, чтобы обеспечить быстрое возвращение к конституционному правлению в Нигере», — сказал президент Нигерии Тинубу, выразив надежду, «что благодаря нашим коллективным усилиям мы сможем добиться мирного урегулирования в качестве дорожной карты для восстановления стабильности и демократии в Нигере. Еще не все потеряно». И эти слова можно расценивать как прозрачный намек на готовность разрулить конфликт невоенным путем.

Пока блок пообещал, что будет применять в отношении Нигера все рестрикции, в частности, “закрытие границ, запреты на поездки и замораживание активов, в отношении всех лиц или групп лиц, чьи действия препятствуют всем мирным усилиям по обеспечению плавного и полного восстановления конституционного порядка”.

Но вполне вероятно, что все-таки «партия войны» в ЭКОВАС одержит верх и напомнит лидерам переворота в Нигере, что «пушки – последнее слово королей». В конце концов, если угрозы останутся только словами, а Базум не будет восстановлен, это будет огромным ударом по имиджу и престижу регионального блока.

Однако есть вероятность, что ввод западноафриканского контингента в Нигер не станет легкой прогулкой. Хотя общая численность нигерских вооруженных сил относительно невелика. В ноябре 2020 года Национальная ассамблея Нигера приняла закон</span об армии Нигера, планируя, что численность армии должна увеличиться с 25 тысяч военнослужащих до 50 тысяч в 2025 году и, наконец, до 100 тысяч в 2030 году. Также есть дополнительные военизированные формирования (жандармерия, национальная гвардия, национальная полиция), насчитывающие еще 5400 человек личного состава. Военный же бюджет страны, по оценкам составляет, примерно 115 млн долларов, а большая часть техники, как утверждается, сильно устарела.

Для сравнения, в соседней Нигерии оборонный бюджет оценивается примерно в 5,1 млрд долларов США, а численность сухопутных сил превышает, по оценкам, 100 тысяч человек. Однако немалая их часть, включая спецподразделения, завязли в боях против боевиков из джихадистской группировки «Боко Харам» (запрещенная в РФ террористическая организация). Еще 18 тысяч человек служат в ВВС Нигерии, имеющих истребительную эскадрилью, на вооружении которой находятся самолеты китайского производства.

Но при сравнении, которое складывается явно не в пользу Нигера, стоит отметить, что традиционно отправка контингента ЭКОВАС в зоны конфликта не предполагала тотальной войны. страны – включая ту же Нигерию – ограничивались посылкой сотен бойцов (так, в Либерию были отправлены 1500 нигерийских военнослужащих).

Тем не менее, наблюдатели отмечают, что Нигерия всегда играла роль «старшего брата» в западноафриканском регионе и во всей Африке. Опытная нигерийская армия, опыт и объединенные усилия всех сил ЭКОВАС теоретически могут сломить сопротивление противника, даже если на помощь нигерским военным придут малийцы (их сухопутные силы оцениваются примерно в 10 тысяч человек) и буркинийцы (по оценкам, численность вооруженных сил Буркина-Фасо составляет около 11 тысяч «штыков»).

Есть еще один фактор, весьма невеселый для нигерских военных – если в интервенции под тем или иным соусом примут участие сотни уже расквартированных на базах в Нигере французские и американские военные, которые формально находятся в стране под предлогом совместной борьбы с джихадистами. Одних только американцев в этой стране насчитывается, по некоторым данным, около 1100 военнослужащих. К тому же Соединенные Штаты построили на нигерской территории военную базу беспилотных летательных аппаратов стоимостью 110 миллионов долларов, считающуюся крупнейшей в мире. И хотя никто в Вашингтоне  прямо о вмешательстве не говорит, разве есть гарантия, что США не устроят «контрпереворот», чтобы реставрировать <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ имеющего репутацию прозападного Политика Мохаммеда Базума? А те же французы, которые в случае, если в Нигере не будет восстановлен статус-кво, рискуют потерять последний свой военный оплот в Западной Африке. Зато в прошлом у французского спецназа накопилось опыта по интервенциям в африканские страны – хоть отбавляй…

Интригу усиливают сообщения западных источников, которые утверждают, что лидеры нигерского переворота заявили побывавшей в Ниамее (и несолоно хлебавши улетевшей) заместителю госсекретаря США Виктории Нуланд, что они убьют свергнутого президента Базума, если соседние страны устроят какую-либо военную интервенцию для восстановления его правления. Насколько известно, отстраненный от власти глава государства интернирован в президентском дворце в Ниамее вместе со своей женой и сыном. И если верить его однопартийцам, у Мохаммеда Базума и его семьи заканчиваются продукты питания (остались рис и консервы) и они живут во все более тяжелых условиях, усугубляемых отсутствием электричества и водопровода. Однако, по словам близких к нему источников, пока Базум находится в добром здравии. Экс-президент не появлялся на публике с момента переворота, хотя близкие к нему источники утверждают, что отказывается уходить в отставку.

Источник

Столото

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *