Проколы израильского «Железного купола» стали уроком для России
Начало войны в Израиле обнаружило серьезные бреши в построении обороны этой страны, и в первую очередь, в системе ее ПВО. Хваленый «Железный купол» — сама дорогая и, как считалось, самая эффективная в мире система ПВО с высокотехнологичными, дорогостоящими ракетами — не смогла справиться с огромным роем дешевых самодельных ракет «кассам» и защитить мирных израильтян от ударов.
фото: ru.wikipedia.org
Вывод, который сделал сразу ряд военных аналитиков, такой: привычная нам система ПВО любой страны, созданная для отражения налетов самолетов и крылатых ракет, больше не работает. Ее нужно перестраивать под другие цели и задачи, включая борьбу с дронами.
Важен ли для нас военный израильский опыт? Какие уроки можно из него извлечь для нашей системы ПВО? На эти вопросы «МК» ответил экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения полковник в запасе Сергей Хатылев.
— Для уничтожения небольших ракет или роя беспилотников придется создавать новую систему ПВО взамен старой?
— Нет. Это неэффективно и дорого, — считает полковник Хатылев. – Отдельную систему обороны под уничтожение каких-либо конкретных систем создавать нет смысла. Противовоздушная, противоракетная и противокосмическая оборона должны быть в комплексе. Система уничтожения целей, в том числе и беспилотников, будет строиться на тех же принципах эшелонирования, кратности зон перекрытия. Хотя некоторые особенности должны быть при этом учтены.
— Какие именно?
— например, стрельба по маловысотным, малоразмерным, малоскоростным целям – а беспилотники к ним как раз относятся. Кстати, еще в 70-е годы, во время египетско-израильской войны, ЦАХАЛ впервые стал применять такие дроны. Их эффективность в разведывательном варианте превзошла ожидания израильтян.
— Беспилотники долгое время, в том числе и нами, рассматривались в основном как средство разведки. сейчас, во время СВО, мы столкнулись уже с их массовым применением в качестве ударных средств.
— Да, потому сразу скакнуло вперед развитие способов вооруженной борьбы с ними. Умирать никто не хочет. Ищут, как им противостоять с большей эффективностью и наименьшими потерями для личного состава. А бороться с ними нужно современными средствами, ну, и не забывая, конечно, опыт предыдущих боевых действий.
— Конкретно израильский опыт этой октябрьской войны нам что-нибудь даст?
— На наших комплексах ПВО ближнего действия уже появляются особые режимы работы, боеприпасы, станции обнаружения и разведки, которые учитывают опыт боевого применения беспилотных летательных аппаратов, как на Украине, так и на Ближнем Востоке в период проведения сирийской операции. А вот теперь еще будет использован и опыт новой израильской войны.
— Опыт, скорее, отрицательный. Их систему ПВО всегда считали одной из лучших для борьбы с маловысотными и малоскоростными целями. Но она себя не оправдала.
— Это всего лишь ещё раз доказывает, что нельзя создать идеальную систему противовоздушной и противоракетной обороны. Она носит вероятностный характер уничтожения воздушных целей. Если, как это было сейчас сделано палестинцами, запускать огромные рои ракет и дронов на объекты, то система ПВО может оказаться перегруженной и не сработает эффективно.
— Какие выводы должны быть сделаны из этого факта?
— Я знаю, что будут доработаны те системы ПВО, которые уже у нас есть, для работы по таким целям. Кроме того, будут производится системы, созданные на новых физических принципах. Это – электромагнитное, лазерное оружие. На малом расстоянии и малых высотах оно наиболее эффективно. Это – совершенствование систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Использование такого оружия в том числе и со спутников, а не только с земли.
Все это в комплексе должно работать в системе эшелонированной обороны, на большей и меньшей дальности, и даже непосредственно над объектом, учитывая то, что такие цели очень тяжело обнаружить.
здесь не следует забывать и тот самый опыт прошлых военных конфликтов. В частности, использование аэростатов, воздушных шаров, о которых сейчас много говорят и которые сегодня получают свое новое развитие.
Короче говоря, все то, что мы наблюдали сейчас в Израиле, у нас уже изучается, обрабатывается, и этот опыт ждет своего применения. Учиться лучше на чужих ошибках, хотя и своих мы тоже наделали достаточно.