Названы возможные причины одобрения Эрдоганом вступления Швеции в НАТО
В понедельник, 23 октября, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил парламенту страны ратифицировать протокол о членстве Швеции в НАТО. Как утверждают турецкие СМИ, Стокгольм заверил Анкару, что Швеция не будет поддерживать «террористические организации», в том числе Рабочую партию Курдистана (РПК). «МК» вместе с экспертом попытался разобраться, почему турецкий лидер мог принять такое решение.
фото: kremlin.ru
Вступление Швеции в Североатлантический альянс уже не первый месяц натыкалось на препятствия в лице Венгрии и Турции. Финляндия, которая подала заявку на вступление в НАТО одновременно со Швецией, получила членство в апреле 2023 года. А вот со Стокгольмом были свои трудности.
Анкара неоднократно подчеркивала: Швеция «недостаточно далеко зашла в борьбе с людьми, которых Турция считает террористами» и ей необходимо предпринять дополнительные шаги против сторонников курдских боевиков и членов сторонников Гюлена (FETO), которых считают причастными к попытке госпереворота в Турции в 2016 году.
Переговоры между сторонами успехом не завершались. совсем все стало плохо, когда в Швеции стали происходить акции с сожжением Корана. Однажды местом циничной акции стала территория с посольством Турецкой Республики.
У Эрдогана в плане потенциального вступления Швеции в НАТО была своя четкая позиция, которая была связана с курдскими группировками на территории скандинавского государства.
Буквально в сентябре сторонники Рабочей партии Курдистана провели в Швеции провокационную демонстрацию против Турции и конкретно президента Реджепа Тайипа Эрдогана перед шведским парламентом. Протестующие также несли плакат с надписью, что полиция разрешила им провести акцию протеста против вступления Швеции в НАТО в столице 30 сентября.
Казалось, быстро решить эту проблему Стокгольму не удастся. А поэтому дело выглядело так, что путь в НАТО для Швеции откроется еще не скоро. Но все изменилось в понедельник, 23 октября. Эрдоган подписал протокол о вступлении королевства в блок и направил его на ратификацию в парламент Турции.
«Протокол о вступлении Швеции в НАТО был подписан президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом 23 октября 2023 года и передан Великому национальному собранию Турции», – говорится в сообщении администрации, которое приводит агентство Anadolu.
На событие молниеносно отреагировал премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон: «Приветствуем тот факт, что президент Эрдоган подписал протокол о вступлении Швеции в НАТО и представил его Великому национальному собранию Турции. сейчас начнутся парламентские процедуры. Мы с нетерпением ждем возможности стать членом альянса».
Согласно процедуре, документ изначально будет рассмотрен в комиссии по международным делам и в случае его одобрения вынесен на голосование парламента в целом.
Как пишет Daily Sabah, Стокгольм заверил Анкару, что не будет поддерживать террористические организации, в том числе РПК, ее сирийский филиал и движение Гюлена (FETO) после вступления в альянс. Плюс, между Турцией и Швецией будет создан новый двусторонний механизм безопасности.
О том, почему Эрдоган мог принять такое неожиданное для многих решение, мы поговорили с редактором «МК-Турция» Яшаром Ниязбаевым:
– Чтобы Эрдоган одобрил это решение, должно было случиться несколько моментов. Первое – Швеция должна была выдать тех людей, которых Турция от нее требовала, изменить свое законода в борьбе с терроризмом (то есть, включить в этот список Рабочую партию Курдистана, помешать ее финансированию и вообще деятель на территории Швеции).
Второе – это связывали с темой истребителей F-16 (хотя Турция с этим не соглашалась). США говорили, что если будет одобрено вступление Швеции и Финляндии в НАТО, тогда они дадут истребители F-16 и комплектующие для модернизации.
Кроме того, есть поддержка американцами курдских группировок на севере Сирии. Это для Турции тоже было важной темой. Каких-то изменений во всех этих вопросах мы не увидели, кроме изменения законодательства Швеции. Но насколько оно было эффективным, мы тоже не знаем.
В целом все это смотрится противоречиво. много реакций, что США и в целом Запад относится к палестинскому вопросу совсем не так, как относится к этому Турция. Но в то же время Турция выступила за расширение западного блока.
Но я хочу подчеркнуть, что Турция принципиально не против расширения НАТО. Это самое главное, что нужно понимать. Эрдоган просто хотел решить кое-какие вопросы, связанные с безопасностью своей страны, ну и в целом получить какие-то преференции от ситуации.
Толковых объяснений, почему это произошло сейчас, нет. Я не могу понять, с чем это можно связать. Может, дело в его обещании: с открытием парламента этот вопрос будет решен. Он же пообещал это еще на саммите в Вильнюсе. Парламент уже работает, и поэтому он решил это сделать, как и обещал. Но за счет чего? Эти договоренности остались за закрытыми дверями.
– Какова вероятность того, что парламент это одобрит?
– думаю, одобрит. В целом в отношении НАТО в стране нет негативного восприятия, там не считают блок чем-то плохим и злым. Негативно высказываются только маргинальные группы. Но что будет сейчас – мы увидим. Но я считаю, что одобрят.