Классик мысли: один из самых титулованных философов России Абдусалам Гусейнов отпразднует 85-летие - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Общество » Классик мысли: один из самых титулованных философов России Абдусалам Гусейнов отпразднует 85-летие

Классик мысли: один из самых титулованных философов России Абдусалам Гусейнов отпразднует 85-летие

8 марта ученые-гуманитарии России отметят 85-летие академика ран, директора Института философии ран, признанного при жизни классиком гуманитарной мысли.

Абдусалам Абдулкеримович на сегодня — один из самых титулованных отечественных философов и самый крупный ученый в области этики.

фото: ru.wikipedia.org

Автор более 500 научных работ, изданных на многих языках мира, лауреат Государственной премии РФ в области науки и престижнейших наград ЮНЕСКО, почетный доктор и желанный профессор самых знаменитых университетов планеты, Гусейнов высочайшей наградой считает признание коллег по уникальному, не имеющему равных в мире Институту философии Российской академии наук, а сам Институт — делом своей жизни.

К сожалению, трагические 90-е привнесли в нашу общественную жизнь унизительное низкопоклонство перед Западом. И многие входящие в науку молодые, талантливые люди бросились писать кандидатские и докторские диссертации по работам третьесортных философов Запада. Как бы не замечая, что в 90-е годы русская Философия вступила с десятками имен, отмеченных печатью гениальности: достаточно назвать такие имена, которые уже давно стали фундаментальными категориями отечественной гуманитарной мысли, как Дмитрий Лихачев и Александр Зиновьев, ряд замечательных философов: Иван Фролов и Мираб Мамардашвили, Вячеслав Степин и Абдусалам Гусейнов, Вадим Межуев и Эдуард Маркарян, Владислав Лекторский и Моисей Каган…

Этот ряд можно начинать и с иных персон, так же как в отечественной литературе, музыке, живописи и др. Предпочтения — во многом дело вкуса. Но без Гусейнова здесь в любом случае не обойтись. Странно и пагубно только то, что современная отечественная Философия практически не преподается сегодня в российских университетах. А ее нужно знать любому образованному гражданину, ею можно и нужно гордиться.

Тогда, не сомневаюсь, в трудную для Родины годину не будут десятки тысяч московских и петербургских айтишников убегать за границу, поддавшись стадному и постыдному инстинкту страха.

И еще нужно понимать, что русская Философия — труды не только этнических русских, а всех представителей нашего многонационального народа, развивающих великую культуру Отечества, ученых, разделяющих выстраданные в ходе нашей тысячелетней истории ценности.

Академик Гусейнов — великий русский философ. Его жизненный путь типичен для многих наших выдающихся соотечественников и более чем интересен.

Родился Салам Керимович (так со студенческих лет зовут академика друзья и коллеги) в 1939 году в лезгинском ауле Алкадар в Дагестане. В родном селении было 80 дворов. К нему не было автомобильной дороги, в нем не было электричества, радио и других благ цивилизации. Посторонний человек был редкостью.

Оттуда Гусейнов пошел по пути, проложенному советской школой, — по окончании которой поехал в Москву, не имея в ней ни одного знакомого. Поступил на философский факультет МГУ, его окончил, попутно получив медаль «За освоение целинных земель». Остался в аспирантуре, преподавал в МГУ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В составе отечественных делегаций участвовал во Всемирных философских конгрессах, был приглашен профессором в Берлинский университет им.Гумбольдтов, затем — в Карлов университет в Праге.

В 1987 году пришел в Институт философии Академии наук СССР заведующим сектором. Но и МГУ не изменил. С 2006-го по 2015-й работал директором института, приняв бразды правления у великого академика Степина.

Не все знают, что в науке значит — стать директором этого Института. Поясню. Там работали ученые, чьи имена вызывали благоговейный трепет у каждого увлеченного своим делом аспиранта: Мотрошилова, Огурцов, Гайденко, Подорога, Бибихин и др. А некоторые светила и сейчас там работают: Лекторский, Соловьёв, Неретина, Дубровский и другие.

Чтобы руководить личностями такого уровня, нужно быть ими принятым. нужно самому быть автором научных трудов первостепенного значения, еще разбираться во всех направлениях и сложностях философии, чтобы, по крайней мере, понять их глубину. Что простому смертному сложновато.

И еще (совсем пустяк?) надо иметь не только организационный талант, административные способности, но и взаимопонимание с людьми, каждый из которых чувствует себя не просто незаурядным мыслителем, а целой Вселенной. Без этого сделать что-то значительное в философии просто невозможно. Согласитесь, быть директором в коллективе, где каждый сотрудник изначально, по штатному расписанию, Вселенная, — особая ноша. А уж совмещать собственные философские труды с <span class="wp-tooltip" title="бюрократией (энциклопедический словарь: Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой независимый от большинства членов организации что сопровождается нарастанием формализма и произвола авторитариз для настоящего ученого скорее жертва, чем карьерное торжество.

Однако в 2022 году Салам Керимович (в 83 года!) возглавил ИФ ран повторно, по решению руководства, поддержанному коллективом.

А институт вошел в сложную пору. В 90-е академическую науку посадили на голодный паек. Затем беда пришла, откуда не ждали: от реформ российского высшего образования. Перевод вузов на систему «бакалавр — магистр» и сопутствующие манипуляции с учебными программами привели к катастрофическому сокращению объема часов, отводимых на изучение гуманитарных предметов в университетах. Соответственно, многократно сократилось число вузовской профессуры, подпитывающей элиту ран.

А свои лидеры старели.

На кресло директора вдруг начали претендовать пиарщики из околовластных структур, грантоеды, коих в последнее время расплодилось немало, а то и пробивные завхозы. Соискатели престижного места, обладающие связями, развили невероятную активность. Добейся кто-то из них успеха — и настоящие философы тут же разошлись бы из института. Пришлось Гусейнову своим авторитетом удерживать почтенное сообщество в системной целостности.

Общеизвестно, что Салам Керимович никогда не продвигал себя в начальники, никого не расталкивал локтями, не пользовался протекцией. «Одна известная чеченка сказала: «Быть чеченкой в Москве — большая ответственность». Я ее понимаю. Так было всегда: если ты что-то делаешь плохое, то это падает на весь твой маленький народ, на твой род», — отмечает академик. А Традиция рода для него — очень важный ориентир в жизни.

Прапрадед академика Магомед Ярагский известен как духовный наставник Шамиля. Достойный ученик, попав в Петербург, был покорен великой культурой и присягнул России. Двоюродный дед академика, выдающийся дагестанский просветитель Гасан Алкадари, был горячим сторонником новых цивилизационных возможностей, открывшихся перед Дагестаном в результате присоединения к Российской империи. Его имя и образ вдохновляли Абдусалама Гусейнова, как и других представителей этого рода.

<span class="wp-tooltip" title="(греч ethos — место общего пребывания нравы определенного сообщества) — теоретическая дисциплина преимущественно философского характера объектом изучения которой являютсй происхождение сущность функции морали структура мора, которой А.А.Гусейнов посвятил свою жизнь, не только предмет его научных исследований, но и практический путеводитель по жизни, когда нравственные принципы определяют поступки даже в самых сложных ситуациях.

Примером тому является деятельное участие Гусейнова в сложной судьбе его коллеги А.А.Зиновьева. Специфика литературного таланта Зиновьева была такова, что его труды воспринимались, да и сейчас воспринимаются в профессиональном сообществе неоднозначно. И если имя Зиновьева теперь широко и достойно звучит в отечественной гуманитарной культуре, то во многом за это надо благодарить академика Гусейнова, который исследовал и популяризировал его творчество, выпустив в итоге блестящую книгу «Мой Зиновьев».

Знающие Салама Керимовича люди рисуют его портрет яркими красками. Пишут о мощи интеллекта, новаторском подходе к устоявшимся проблемам. Отмечают особую погруженность в свой внутренний мир и при этом простоту и естественность в общении с другими людьми. Коллеги указывают на присущие А.А.Гусейнову достоинство, благородную сдержанность и спокойствие, за которыми кроются динамичность и неутомимость. Известно, что А.А.Гусейнов в научных дискуссиях «мгновенно схватывает логику вопроса», «стремительно и всеохватно входит в пространство мысли собеседника».

В его понятие нравственного человека входит недовольство собой. Юбиляра красноречиво характеризуют признание: «В силу каких-то особенностей я больше люблю слушать, чем говорить» и шутка: «У нас с философией неразделенная любовь: я ее очень люблю, а она меня просто жалеет».

В 2008 году А.А.Гусейнов был избран почетным доктором СПбГУП. Почетные доктора — образцы для подражания, которые мы предлагаем студентам. По Гусейнову, философ движим жаждой истины, которая преображает его собственную жизнь. Философия для него соединяет «и пафос истины, и пафос морального совершенства». Таким образом, неповторимое своеобразие философии, уникальность ее места в культуре состоит в том, что она связывает правильную мысль с достойной жизнью. здесь мысль соединяется с поступком. Вот что такое <span class="wp-tooltip" title="(греч ethos — место общего пребывания нравы определенного сообщества) — теоретическая дисциплина преимущественно философского характера объектом изучения которой являютсй происхождение сущность функции морали структура мора. И студенчеству важно видеть таких людей.

Сегодня, когда Россия вынуждена отвечать на новые враждебные вызовы Запада, когда лучшие представители молодежи снова рискуют своими жизнями во имя Родины на полях сражений, лучшие ветераны науки поддерживают страну своими трудами, укрепляют фундамент нравственности и духовности. И те, и другие приближают эру милосердия. В их числе академик Гусейнов.

Пожелаем же Саламу Керимовичу здоровья и новых творческих свершений.

Источник

Столото

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *