Политолог оценил вероятность новой войны между Арменией и Азербайджаном
Ереван и Баку начнут делимитацию и демаркацию границы между странами. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе встречи с жителями приграничных сел Тавушской области. Накануне пресс-служба правительства распространила обращение премьера с предупреждением о намерении Баку начать войну «в конце этой недели», если Ереван не пойдет на компромисс. По словам эксперта, вероятность возобновления боевых действий очень высока.
фото: kremlin.ru
Армянский премьер-министр Никол Пашинян прибыл во вторник в село Тавуш. В области проживают более 120 тысяч человек. Азербайджан считает часть этих территорий своими и требует Ереван освободить эти земли. Всего в Баку претендуют на возвращение восьми населенных пунктов.
Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян. «И я знаю, что будет в конце этой войны. Потом, когда встретимся где-нибудь на площади Республики, вы скажете: «Ладно, мы простые сельчане, у нас не было информации, но вы же все знали», — сказал он на встрече с жителями села Воскепар Тавушской области.
Примечательно, что еще 14 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что еще никогда две страны не были так близки к миру. «Никогда в истории независимости на Южном Кавказе мир не был таким близким. Это результат Второй Карабахской войны», — предположил он.
С чем связаны заявления двух лидеров и ждать ли очередного военного конфликта, «МК» рассказал политолог Александр Искандарян:
— Риск войны сохранялся на протяжении последних 30 лет, если не больше. И он не исчезает до сих пор. время от времени происходят эскалации и военные акции на границе. Но что касается временных рамок о начале нового полномасштабного конфликта, то эта методология не очень ясна. Скорее всего, предупреждение Пашиняна — политическое заявление.
Тем не менее вероятность войны очень велика. Но тут проблема в том, что именно называть войной. На границе с Азербайджаном регулярно происходят какие-то провокации и эксцессы. Недавно был убит армянский военный. Но мне не кажется, что может быть попытка захвата серьезных территорий.
— С чем связано заявление Пашиняна?
— Это элемент внутренней политики. Сегодня идет процесс, в результате которого элиты и официальный Ереван собираются передать часть территорий, которые страна контролирует в Тавушском регионе, Азербайджану. При этом о возвращении Армении территорий, которые оккупировал Азербайджан, речи не идет.
— По словам Алиева, мирный договор может быть подписан в ближайшее время. Так ли это?
— Заявление Алиева также политическое и связано с приездом в страну генсека НАТО Йенса Столтенберга. Это работа на разные информационные поля и направления. Одни заявления делаются с расчетом на внутреннего потребителя, вторые — на Запад, третьи — на Россию и так далее. Параллельно с этим Баку требует от Армении передачи земель и изменения Конституции страны.
— Какие главные трудности заключения мирного договора и возможно ли его подписание в ближайшее время?
— Не думаю, что сейчас это возможно. Огромная часть работы заморожена. Более того, заключение мирного договора не означает мира. Согласование границ — это сложная техническая работа, которая может занять несколько лет. Скажем, делимитация армяно-грузинской границы завершена на две трети. И это результат 30 лет работы. Причем в условиях прекрасных отношений между странами.
На постсоветском пространстве мало границ, которые бы не вызывали споров. Это трудная и техническая работа. И прежде всего для решения этих вопросов необходима политическая воля. В данном случае ее нет.
По этой причине нельзя относиться к мирному соглашению как к панацее и возможности резко изменить ситуацию.
— Теоретически, есть ли какое-то решение этого конфликта?
— Ключевое слово здесь «теоретически». В истории человечества не было конфликтов, которые совсем никак не решались. Но на сегодняшний день я не вижу такой возможности для Армении и Азербайджана.
Дело в том, что Баку пытается максимально получить все результаты военной победы. Получить как можно больше. В этой ситуации Баку не столько нужен мир, сколько нужна ослабленная Армения.