Руслан Пухов: «После победы в СВО спрос на российское оружие вырастет кратно»
Специальная операция идет третий год, по оценке ведущих военных аналитиков, она дала колоссальный толчок развитию отечественной оборонной промышленности. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК), как все признают, перестроился на «военный лад», чтобы удовлетворить запросы армии. А как обстоят дела с экспортным сегментом? Хватает ли нашей «оборонке» сил работать на два фронта — поставлять продукцию и своим Вооруженным силам, и зарубежным заказчикам? Эти вопросы «МК» задал ведущему аналитику в области военно-технического сотрудничества, директору Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслану Пухову.
фото: Министерство обороны РФ
— Два десятилетия подряд Россия в мировом рейтинге военных экспортеров прочно удерживала второе место, уступая лишь США. Как сейчас ситуация? СВО сильно повлияла на масштабы нашего военно-технического сотрудничества с зарубежными странами?
— Безусловно. Сочетание западных антироссийских санкций и резко возросшие потребности Вооруженных сил России в оружии в условиях масштабных боевых действий привело к определенному сокращению российского оборонного экспорта.
Собственно, оборонный экспорт в любой стране во время большой войны противоестественен в принципе (если, конечно, это не бесплатные поставки союзникам). Понятно, что приоритет в производстве и поставках вооружений должен отдаваться своим вооруженным силам. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» логичен и понятен.
При всем при том Россия сохраняет определенные международные обязательства и имеет заинтересованность в продолжении широкого сотрудничества с дружественными странами. Словом, в отношении военно-технического сотрудничества необходимо выдерживать баланс, что и делается.
— Недавно Стокгольмский институт СИПРИ опубликовал доклад о мировом оружейном экспорте в 2023 году. По его данным, российский военный экспорт сократился чуть ли не вдвое, по сравнению с периодом до СВО…
— Ну, во-первых, я бы не очень сильно доверял цифрам СИПРИ. Они всегда использовали открытые, порой малодостоверные источники. Что уж говорить о сегодняшнем дне, когда в условиях антироссийских санкций и СВО информация о военных поставках сильно секретится.
К тому же компиляторы СИПРИ не учитывают всякого рода поставки запчастей, сервисные работы¸ ремонт ранее поставленной на экспорт военной техники и много еще чего. Напомню, к примеру, что «Рособоронэкспорт» заявлял осуществление поставок военной продукции в 2023 году в 29 стран. Так что, возможно, что ситуация на деле все же лучше.
Но даже если взять за основу доклад СИПРИ, то я скажу так: сокращение продаж оружия Россией во второй год СВО только вдвое можно считать если не чудом, то выдающимся успехом. Логичнее выглядело бы многократное падение, а то и полная остановка.
— А каковы перспективы?
— Известно, что наш основной экспортер военной продукции — Рособоронэкспорт — имеет сейчас значительный отложенный Спрос на российское оружие. Объем его портфеля заказов составлял $55 млрд в конце 2023 года. То есть по окончании войны экспорт может быстро восстановиться, хотя здесь многое будет зависеть от уровня сохранения режима санкций и еще от ряда внешнеполитических факторов.
Россия явно прилагает большие усилия, чтобы даже сейчас сохранить свои позиции в объеме оружия, импортируемого ключевыми для нее клиентами из числа дружественных стран. Я бы назвал здесь Индию, Алжир, Египет… Россия продолжает реализацию основных контрактов с ними. например, осуществляются поставки в Индию зенитных ракетных систем С-400, переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-С», строятся для ВМС Индии фрегаты проекта 11356, ведется совместное Производство ракет BrahMos.
— Руслан, СВО сильно изменила характер боевых действий. Как это может сказаться на российском военно-техническом сотрудничестве?
— Опыт Вооруженных сил России и российского оборонно-промышленного комплекса действительно уникален. Взять хотя бы только один аспект — так называемую «войну дронов», то есть резкое усиление в ходе боевых действий роли и места беспилотных систем различного класса и назначения. Наша промышленность обрела принципиально новые компетенции, а армия осваивает технологии ведения боевых действий «нового типа».
думаю, эта история даст возможность в последующем продвигать эти технологии и соответствующие вооружения на мировой Рынок оружия, обеспечив нам серьезные конкурентные преимущества. Я бы не исключал, что после победы в СВО Спрос на российское оружие и российские военные технологии в мире вырастет кратно.
— Можно ли таким образом говорить, что Россия остается одним из ключевых игроков на мировом оборонном рынке?
— Вполне. Еще раз подчеркну: нынешняя ситуация сохранения значительного российского оборонного экспорта в условиях масштабных боевых действий, по сути, аномальна, уникальна и свидетельствует об очень прочных позициях России на мировом рынке. Российский оборонный экспорт прочно стоит на своих ногах.