В космосе зафиксировано редкое астрономическое явление - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Наука » В космосе зафиксировано редкое астрономическое явление

В космосе зафиксировано редкое астрономическое явление

Во время наблюдения за небом спутник Европейского космического агентства INTEGRAL зафиксировал выброс гамма-лучей из близлежащей галактики M82. несколько часов спустя космический рентгеновский телескоп ESA XMM-Newton искал остатки этого взрыва, но ничего не обнаружил. Такой феномен оставил астрономов в замешательстве.

В космосе зафиксировано редкое астрономическое явление фото: freepik.com

Международная команда, в которую вошли ученые из Женевского университета (UNIGE), пришла к выводу, что это было внегалактическое извержение магнетара, молодой нейтронной звезды с исключительно сильным магнитным полем.

Дело в том, что спутник ЕКА INTEGRAL зафиксировал внезапный взрыв редкого объекта. Всего на десятую долю секунды в небе появилась короткая вспышка мощных гамма-лучей.

«Спутниковые данные были получены центром научных данных INTEGRAL scientific data center (ISDC), откуда астрономам по всему миру было отправлено предупреждение о гамма-всплеске всего через 13 секунд после обнаружения», — объясняет астроном Карло Ферриньо.

Поясним: программное обеспечение Integral Burst Alert System (IBAS) обеспечило автоматическую локализацию галактики M82 на расстоянии 12 миллионов световых лет. Эта система оповещения была разработана и эксплуатируется учеными и инженерами UNIGE в сотрудничестве с зарубежными коллегами.

«Мы сразу поняли, что это была особая тревога. Гамма-всплески могут происходить из очень отдаленных регионов и из любой части неба, но этот всплеск произошел из ближайшей и яркой галактики», — рассказывает Сандро Мерегетти из Национального института астрофизики (INAF-IASF).

Команда обратилась к космическому телескопу ЕКА XMM-Newton, чтобы провести повторное наблюдение за местоположением вспышки. Однако обращение к технологиям показали только горячий газ и звезды галактики. Используя наземные оптические телескопы, команда также искала сигнал видимого света всего через несколько часов после зафиксированного взрыва, но, опять же, ничего не было обнаружено.

«Когда умирают звезды, масса которых в восемь раз превышает массу Солнца, они взрываются в виде сверхновой и оставляют после себя либо черную дыру, либо нейтронную звезду. Нейтронные звезды — это очень компактные звездные остатки, масса которых превышает массу Солнца и которые сосредоточены в сфере размером с кантон Женева. Они быстро вращаются и обладают мощными магнитными полями», — поясняет ученый Владимир Савченко.

Дело в том, что некоторые молодые нейтронные звезды обладают очень сильными магнитными полями, более чем в 10 тысяч раз превышающими магнитные поля обычных нейтронных звезд. Эти звезды называются «магнетарами». За последние 50 лет наблюдений гамма-излучения только три гигантских извержения были идентифицированы как происходящие от магнетаров в галактике Млечный Путь. Одно из них, обнаруженное в декабре 2004 года, произошло на расстоянии 30 тысяч световых лет от Земли, но оно затронуло верхние слои земной атмосферы.

Извержения такой короткой продолжительности могут быть зафиксированы только случайно, когда наблюдательный прибор уже направлен в нужном направлении.