Инженер рассказал об особенностях катапультирования на Ту-22М3
В Иркутской области разбился дальний бомбардировщик Ту-22М3. Все четыре члена экипажа катапультировались и остались живы. Авиационный инженер, старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов рассказал об особенностях системы катапультирования «Бэкфайера», как называют на Западе этот самолет.
фото: Министерство обороны РФ
Как сообщило Минобороны РФ, предварительная причина аварии в Черемховском районе Иркутской области возле села Михайловка — техническая неисправность. По сообщению очевидцев, пожар на борту самолета начался еще в воздухе. Возможно, причиной стала нештатная работа одного из двигателей. Все четверо членов экипажа после катапультирования были найдены поисково-спасательной службой.
Самолет упал в безлюдной местности вне черты населенного пункта.
Ракетоносец Ту-22М3 относится к надежным. В то же время надо помнить, что последняя машина этой модификации поступила в ВВС более 30 лет назад, в 1993 году. Поставки начались в конце 80-х. Всего в Казани построено 268 Ту-22М3. За время эксплуатации потеряно более 20 машин. В том числе один самолет был сбит грузинской ПВО во время войны «08.08.08».
Не так давно произошла трагедия на аэродроме Шайковка, где из-за срабатывания системы катапультирования на Ту-22М3 на земле погибли три члена экипажа.
По мнению экспертов, в случае с аварией Ту-22М3 в Иркутской области экипаж проявил хорошее самообладание, командир воздушного корабля действовал четко. Именно он проводит принудительное катапультирование остальных членов экипажа, а потому катапультируется сам.
Взлетная масса самолета – до 126 тонн. Он берет на борт 40-50 тонн топлива и до 20 тонн боеприпасов. Практический потолок – 13 км.
Как рассказал СМИ авиаинженер Владимир Прохватилов, принудительное катапультирование происходит по следующему алгоритму: командир корабля поднимает расположенный на левом борту кабины защитный колпачок. Перемещает вверх тумблер включения табло оповещения членов экипажа.
Затем он поднимает вверх тумблер включения принудительного покидания. В этот момент уходят крышки люков, в катапультных креслах срабатывают захваты ног и ограничители рук. Далее с минимальным интервалом покидают кабину три члена экипажа.
Сам командир катапультируется «вручную», дергая рычаги своего кресла.
Все члены экипажа должны быть пристегнуты ремнями к своим креслам еще на земле с помощью техников перед запуском вспомогательной силовой установки. На Ту-22М3 установлены катапультные кресла КТ-1М (Кресло Туполева, модифицированное).