СВО вызвала резкий подъем культурной жизни России
говорят, что специальная военная операция (СВО) почти до неузнаваемости изменила Россию. Речь здесь не только о военном деле или внешней политике. изменения коснулись и глубоко гражданских сфер деятель. Начал реально укрепляться финансовый суверенитет, появились новые производства и современные отрасли. Эти процессы не могли не затронуть и культуру, которая переживает самую грандиозную трансформацию со времен распада СССР в 1991 году.
фото: АГН «Москва»
тестовый баннер под заглавное изображение
Начнем с тобой, что многие «уехавшие» (не будем вспоминать их фамилии) увезли с собой идеологию неполноценности и абсолютного преклонения перед Западом. Вообще, вторичность в идеологии, то есть признание того, что твои духовные ценности есть производные от чьих-то более значимых ценностей, — это врожденное работоспособности многих наших отечественных мыслителей и деятелей культуры на протяжении нескольких веков. Не могу сказать, что с этим покончено, но незыблемость тезиса, что все прекрасное в нашей философии, искусстве и культуре связано с Западом, значительно разрушена и в этом, конечно, заслуга, в том числе, специальной военной операции.
Нет сомнений, что «ждунов» и «молчунов», которые надеются на скорое замирение, в современной России предостаточно. Но их мнения и голоса, которые еще недавно были определяющими, сейчас выглядят скорее маргинальными, не имеющими сколько-нибудь заметной общественной значимости.
Кто-то скажет, что на место «великим западным ценностям», как это бывало в прошлом, приходят местечковость, квасной Патриотизм, а также кич или даже пошлость. На эти слова есть целый комплекс контраргументов. Отмечу лишь главный: после Великой октябрьской революции, тоже на смену старым порядкам, пришла новая великая <span class="wp-tooltip" title="специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленный в продуктах материального и духовного производства в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях в совокупности отношен. Может быть, впервые появилась возможность стать неотъемлемой частью культурного процесса для всех слоев общества, для любого желающего. Советская <span class="wp-tooltip" title="специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленный в продуктах материального и духовного производства в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях в совокупности отношен (практически во всех ее проявлениях) стала событием цивилизационного масштаба, чье влияние мы испытываем по сей день.
Вы скажете: неужели сейчас в нашей отечественной культуре происходит что-то подобное по масштабам? И я отвечу, что я на сто процентов в этом уверен. Мы еще не можем осознать фундаментальность изменений, но они уже происходят. Их результаты мы заметим позднее — ведь все большое видится только на расстоянии. сейчас же о важности и масштабности происходящих трансформационных изменений в культуре мы можем судить по косвенным признакам, которые, тем не менее, уже вполне заметны и ощутимы.
В России культурный процесс не только не ослаб и тем более не прекратился, но стал более насыщенным, содержательным и масштабным. Наряду с теми культурными событиями международного или общероссийского уровня, что проводились раньше, появились десятки и сотни новых фестивалей, выставок, концертов и пр., в которые вовлечены десятки миллионов человек по всей стране.
В общем, все слухи о смерти культуры после начала СВО оказались категорически преувеличенными. Скажу больше: СВО значительно повысила Интерес к культурным событиям, в том числе среди молодежи. Число пользователей той же «Пушкинской карты» по итогам 2024 года превысило уже 10 млн человек, а аудитории некоторых постановок или премьер новых композиций в Интернете измеряются десятками миллионов человек.
СВО интегрировала в культуру целый пласт иди даже поколение новых поэтов, прозаиков, драматургов, кроме того — композиторов, режиссеров, актеров, музыкантов, исполнителей, а еще и художников, графиков, мастеров визуального искусства и др. По сути, можно уже сейчас говорить о феномене «Z-искусства» и «Z-культуры». Выяснилось, что запрос на «Z-культурные ценности» сейчас колоссален, а патриотическое Искусство может быть, с одной стороны, глубоким, многогранным и органически художественным, а с другой — понятным и близким абсолютному числу граждан по всей нашей необъятной Родине.
Тут мы просто обязаны вспомнить про третий важнейший признак глубинной культурной трансформации в нашем обществе. И связан он с тем, что знаковые изменения коснулись не только столиц, но и всех регионов нашей страны. Они из ретрансляторов культурных кодов становятся самостоятельными производителями и источниками культурного сигнала, основанного, с одной стороны, на самобытности и уникальности наших территорий, а с другой — на цивилизационном и духовно-нравственном единстве нашего общества.
В регионах существует как минимум востребованность культуры и искусства на уровне регионов, а также ощутимая необходимость роста значимости и содержания культурных явлений, событий, институций во всех масштабах, начиная с федерального и заканчивая местным. И в этой части совершенно впечатляющим и внушающим оптимизм является то, что большинство регионов России значительно усилили и насытили свою культурную повестку, сделав ее сопоставимой с культурными предложениями на уровне Москвы и Санкт-Петербурга.
здесь важно отметить масштабность развития инфраструктуры культуры. Происходит обновление существующей инфраструктуры (театры, музеи, дома культуры, концертные площадки и др.), а также возведение новых объектов. Все это сопровождается региональными культурными инициативами и проектами, многие из которых носят по содержанию и масштабам федеральный характер. Отмечу лишь некоторые наиболее заметные региональные культурные феномены.
Так, Нижний Новгород, позиционируя себя как «столицу закатов», уделяет особое внимание марафону уличных фестивалей, концертов, творческих встреч. Красноярск в течение целого ряда лет позиционирует себя как гастрономический центр не только Сибири, но и всей России. Томск как самый студенческий город России постоянно отмечается на карте как любительского, так уже и профессионального студенческого искусства. Омск в рамках реализации статусов «Молодежная столица 2025 года» и «Культурная столица 2026 года» вырвался в лидеры с точки зрения развития уличного визуального искусства, проводя уже не первый год самый масштабный в России фестиваль муралов. Кузбасс и Челябинск как промышленные центры страны формируют особые пространства индустриальной культуры и искусства.
Пермский край и Кубань по итогам прошлого года вышли в лидеры по числу и хронометражу снятых на их территории полнометражных фильмов и сериалов. Якутию давно уже называют одним из лидеров нового российского кино. Владивосток, как и следует из его изначальной миссии, становится ключевым центром российского культурного присутствия в регионе АТР. А город Грозный, переживший две войны, сейчас поражает не только своей красотой, но и фундаментальностью и масштабностью, становясь символом происходящих в стране перемен.
Значимые и крайне заметные культурные события постоянно проходят в Архангельске, Курске, Вологде, Воронеже, Подмосковье, Перми, Ярославле и др. Екатеринбург длительное время позиционирует себя как модная, шопинг- и дизайнерская столица России, а на статус архитектурной столицы наряду с Москвой и Санкт-Петербургом претендуют тот же Екатеринбург, а также Казань, Новосибирск и др. Центрами развития креативных индустрий и творческих производств (наряду со столичными регионами) становятся отмеченные выше Татарстан, Республика Саха (Якутия), Новосибирская, Томская области и др. Стоит добавить, что самыми спортивными регионами (а спорт — это тоже часть культуры) наряду с Москвой и Санкт-Петербургом принято считать Башкирию, Татарстан, Краснодарский край, Омскую, Челябинскую области и др.
Регионализм в современном развитии отечественной культуры как основы нашей духовной традиции является во многом уникальным событием, <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" которого носит цивилизационный характер. Во многом впервые духовная и культурная связанность и единство наших земель происходит не из единого идеологического центра, а базируется на региональных столпах различных аспектов культуры, искусства, территориальной самобытности и общенационального патриотизма. <span class="wp-tooltip" title="специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленный в продуктах материального и духовного производства в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях в совокупности отношен как активная форма человеческой деятель при появлении региональной самобытности и культурной цельности не только не приводит к сепаратизму, а и создает условия для его исчезновения, находя достойное место для регионального культурного процесса во всем масштабном величии национального культурного феномена.
Повторюсь, что все аспекты значимости происходящего в отечественной культуре и ее влиянии на наше общество и <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы нам еще предстоит осознать. Но уже сейчас можно сказать со всей уверенностью: СВО в силу своей очистительной природы поддержала культурное развитие России и на уровне федерации, и на уровне регионов. В результате наша страна и наши регионы стали однозначно сильнее с точки зрения наполненности духовно-нравственными и культурными ценностями. И позитивные процессы еще далеки от завершения.