Почему «доктрина Трампа» заставляет украинцев стонать и тревожиться
К концу первого месяца лета настроения у украинцев заметно разнятся. Самые успешные – из тех, кто не эмигрировал на период действия военного положения в западные государства – дружно ринулись в направлении Одессы, Затоки и Каролино-Бугаза. Те, чьи доходы поскромнее, вместо вояжей на море или в Карпаты изо всех сил пытаются заработать лишнюю сотню гривен и не спустить её до стремительно надвигающегося подорожания хлеба.
фото: Sergey Elagin/Business Online/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
И уж совсем невесело недавним получателям чернобыльских «суперпенсий». Отрезок их жизни, когда компенсации за проживание в радиационно опасной зоне составляли в среднем 16 тысяч гривен (35 556 руб.), резко оборвался. «Выплаты возобновим, когда в стране установится мир», — обещают чиновники. «А за какие средства лечиться? – вскрикивают в ответ пенсионеры, которых опять «посадили» на 6-7 тысяч (13333- 15556 руб.). – Болезни-то наши ведь «на паузу» не поставишь!..». «МК» сравнил условия жизни в украинской столице с провинциальными реалиями. Вывод: завидовать особо нечему ни относительно сытым киевлянам, не аборигенам из глубинки.
Вагонные разговоры
— Вы что, за людей нас не считаете?! Вам только дрова возить! После таких резких торможений почки отбиваются даже у самых здоровых!
Группа немолодых женщин, надо признать, имела основания «наехать» на 50-летнего помощника машиниста электропоезда, который проводил традиционный обход пассажирского состава.
— Это не к нам! – улыбаясь, парирует мужчина. – Поезд прошёл капитальный ремонт на «Лугансктепловозе», после этого пропал плавный ход. РВЗ, Рижский вагоностроительный завод, умел делать и дизель-поезда для людей, и трамваи, и электрички…
Движимый чувством мужской солидарности, я в разговор не встревал. Мысленно я был на стороне пассажирок. Потому как железнодорожник, мягко говоря, лукавил насчет «криворуких луганских ремонтников».
«Лугансктепловоз» вырвался из-под контроля Украины ещё в 2014-м году. То есть приводили электропоезд в теперешний нарядный вид вовсе не на Донбассе, а в Кременчуге на Полтавщине.
Упомянутый выше Рижский вагоностроительный завод, долгие годы обеспечивавший бесперебойное пригородное сообщение на бескрайних просторах всего СССР, 20 лет назад был признан банкротом, его имущество было продано с молотка. «Укрзализныця», «Украинские железные дороги» с той поры зависимы от Крюковского вагоностроительного завода, что в Полтавской области.
Численность населения Кременчуга – примерно 220 тысяч человек, город постоянно атакуют дроны, поскольку в нём располагается единственный в республике действующий нефтеперерабатывающий завод. В 2022 году эта Собственность олигарха Игоря Коломойского была передана в управление государству. В апреле того же года НПЗ получил серьезнейшее поражение, из-за которого фактически остановил функционирование. Тем не менее российские ракеты продолжают методично «долбить» предприятие, дабы украинское руководство в полной мере ощутило дестабилизацию энергетического рынка страны.
жизнь в Киеве превратилась в адскую лотерею
В мирные годы в поездах «Укрзализныци» третья декада июня традиционно считалась максимально загруженной, поскольку с южных направлений в столицу массово съезжаются школьники с родителями и студенты. В Киеве всегда была сама высокая платежеспособность населения, не сравнимая ни со Львовом, ни с Днепропетровском, ни с Харьковом.
В 2025 году желающих наведаться в Матерь Городов Русских стало явно поменьше. Из-за ночных бомбардировок, участившихся после провокации с ударом по российским аэродромам. В ночь на понедельник, к примеру, «прилетело» в точку, от которой по прямой до посольства США в Украине менее 500 метров.
«Правила жизни» киевлян и гостей украинской столицы претерпели существенные изменения. Прежде всего они коснулись малого бизнеса и стихийной торговли на «козырных местах», то есть вблизи станций метрополитена.
Теперь строжайше запрещено предлагать что-то купить с рук еще на подходах к подземным переходам, плавно переходящим в зону ответственности коммунального предприятия «Киевский метрополитен». Ибо в случае объявления воздушной тревоги (что бывает по многу раз в день) народу предписывается спускаться в ближайшее убежище, а за неимением оного – в столичную подземку. Дабы избежать давки и иных проявлений паники, входы и выходы со станций метро постоянно контролируют обученные мужчины в униформе.
Для торговли сезонными фруктами и овощами выделены небольшие пространства вдоль тротуаров. У каждой такой временной торговой точки всегда толпится народ, несмотря на довольно высокие цены. По сравнению с июнем-2024 они выросли по любой товарной позиции.
Сегодня кило черешни в Киеве в зависимости от района обходится покупателю в сумму от 260 до 380 гривен (от 489 до 714 руб.), килограмм клубники – от 130 до 170 грн. (от 244 до 320 руб.). Голубика, которую на Украине подписывают словом «лохина», предлагается по цене 75 грн. за 100 граммов (141 руб.). Лохина, доставленная из Испании или из Перу, может «влететь» в 99 гривен, а то и во все 120 (186 – 226 руб.) за стограммовую пластиковую коробочку.
Килограмм нектарина сегодня стоит 250 грн. (470 руб.), абрикосы – 170 грн. (320 руб.), киви — 250 грн. (470 руб.), лимон – 140 грн. (263 руб.).
Кило картофеля сейчас стоит 50-55 грн. (94 – 103 руб.), грибы – 120 за килограмм (226 руб.), лук – 45 грн. (85 руб.), огурцы, свекла и редиска – по 65 за кило (122 руб.), помидоры – от 135 до 160 (от 254 до 301 руб.).
людей пенсионного возраста у аккуратно разложенных и относительно чистых даров нынешнего лета я не видел. Им такая роскошь не по карману. С теперешними нищенскими пенсиями (уровень которых мог бы упасть еще больше, если бы не помощь Запада) люди постарше могут лишь мечтательно разглядывать богатый выбор провизии, которая еще пару лет назад была неотъемлемой частью их ежедневного рациона.
Политруки в метро
На этой неделе ужесточилось наказание за транслирование в общественных местах русскоязычных песен. Включать или не включать музыку со словами на великом и могучем – уже не вопрос вкуса, а реальное правонарушение. Таковы последствия петиции на сайте Кабинета министров Украины, размещенной в середине февраля этого года.
Некто Александр Леоненко призвал правительство заблокировать все песни на русском на стриминговых платформах независимо от национальности исполнителя. То есть под запрет попадали и русскоязычные песни украинских исполнителей. Мотивация автора петиции следующая: «Русскоязычная музыка способна нести в себе послания и идеи, наносящие вред украинской идентичности и формирующие негативное отношение к нашему государству». Публичное же прослушивание русскоязычной музыки якобы «финансирует страну-агрессора».
В настоящее время русскоязычные песни нельзя включать не только в общественном транспорте, но и в частных легковушках. Если русская музыка либо иной русскоязычный контент зазвучал в машине с открытыми окнами или из аудиоколонки на улице — это расценивается как злонамеренное нарушение. За которое могут быть наложены штрафные санкции. Размер штрафа может варьироваться от 5100 гривен (9635 руб.) до 25500 грн. (48177 руб.).
В украиноязычном сегменте запрещенной в РФ соцсети пользователи, словно сговорившись, вывешивают ролики с едкими насмешками над русскоговорящими пассажирами общественного транспорта. Последних под всеобщий злорадный хохот окружающих вынуждают покинуть салон маршрутки/троллейбуса.
Памятуя об этом, корреспондент «МК» обращался к киевлянам и киевлянкам исключительно на мове. Примерно в 50% случаев ответы следовали на русском языке, что давало повод и мне перейти на привычные для горожан словосочетания. А ещё подметил, что против засилья украинского в традиционно русскоязычном Киеве преимущественно люди в возрасте 40+. Те, кто помоложе, легко «жонглируют» фразами, до недавних времен типичными разве что для Львовщины и Прикарпатья.
— Украинцы! Всем спокойного мирного дня! Не теряйте бдительность, разоблачайте агентуру ФСБ везде, где она успела свить себе гнездо! Удачной поездки!
Эту тираду прокричал перед тем, как усесться на сиденье метропоезда, мужчина лет 35 в камуфляжных штанах и с тщательно расчёсанной бородёнкой. Судя по характерному произношению, житель столичной области, то есть не «западенец». никто из пассажиров не проронил в ответ ни слова. Лишь во взглядах некоторых читалось подобие сочувствия. Потому как в случае визита в супермаркет этому «герольду» точно не отпустят даже пол-шкалика горячительного. Автор этих строк не единожды наблюдал, как из-за опрометчиво надетой «военной» формы продавцы наотрез отказывались «пробить на кассе» даже бутылку пива. Дескать, за нашими действиями постоянно наблюдают специально набранные «тайные покупатели». В случае нарушения неприятности будут не только у нас и нашего непосредственного начальства…
До «второго пришествия» Дональда Трампа на деятельность подобных глашатаев западные государства выделяли немалые денежные суммы. К примеру, кременчугский журналист Олег, «подсевший» на гранты от Джорджа Сороса еще в начале нулевых годов, поведал об удачной сделке накануне каких-то там очередных выборов. За пару часов бойкого словоговорения один известный фонд с американскими корнями платил Олегу то ли 200, то ли 300 долларов. Надо было всего лишь войти в вагон пригородной электрички и пробубнить в выдаваемый спонсорами мегафон несколько разделов тогдашнего «Закона о выборах в Украине».
Как известно, теперешняя американская администрация руками госсекретаря США Марка Рубио плотно «прикрутила денежный краник». Любой запрос на выделение прежних сумм «на укрепление демократии в Украине» проходит тщательную проверку… перед тем, как подателю вежливо сообщается об отказе. Рискну предположить: встреченный мной метрополитеновский «герольд»-русофоб чревовещал исключительно по собственной инициативе и по аналогии с теперешним горе-лидером республики. Уж если провинциальный актеришка из Кривого Рога 6-й год кряду с серьёзным выражением лица играет роль «президента независимой державы», кто посмеет бросить камень в самозванного «политрука»?..
Голодный волк сильнее сытой собаки
Киев, как и прежде, продолжает лидировать в рейтинге городов по уровню средней зарплаты. Работодатели готовы платить в столице по 29 500 гривен в месяц (65556 руб.). В Кременчуге и других городах Полтавской области средняя зарплата равняется 20 тыс. 500 грн. (45 556 руб.). Самые «несчастливые» города – Чернигов с 19 100 грн. (42 444 руб.), Херсон с 18 500 грн. (41111 руб.) и Сумы с 18 000 грн. (40 тыс. руб.). В прошлом году в Херсоне платили в разы больше, правда, «уровень благосостояния горожан» был высоким благодаря огромной концентрации военных. Сегодня представителей этой категории по-прежнему много. Гражданское население, как ни странно, продолжает расти. Людям просто деваться некуда. Врачей в городе катастрофически не хватает, приём ведут в основном глубокие пенсионеры. Зато аптеки функционируют повсюду, правда, лекарства стоят в среднем на 30-40 гривен дороже, чем в Одессе (разница 67-89 руб.).
Осень и особенно зима станут для моих соотечественников очередным испытанием на прочность. Все из-за неминуемого подорожания хлебобулочных изделий, которое коснется и сытых киевлян, и недоедающих сумчан с херсонцами.
В 2025 году украинские аграрии соберут около 20 миллионов тонн пшеницы, это почти вдвое меньше прошлогоднего урожая, составившего 37, 4 млн. тонн.
Причины резкого уменьшения объемов урожая, по словам президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, в крайне неблагоприятной погоде текущего года.
«Когда на фоне вегетации случается мороз до -6-8°C — это практически гарантированное уничтожение части посевов. Инвестиции из такого урожая будет почти невозможно. Прибавьте к этому еще и переувлажнение, дожди, помешавшие своевременно внести удобрения или обработать поля, — и мы получаем гарантированно критический результат. Это удар по всей аграрной экономике. Во-первых финансовый: фермеры уже вложили средства в посевную, вернуть же эти Инвестиции с этого урожая практически нереально. Во-вторых, пшеница 1, 2 и 3 классов будет почти отсутствовать. Это означает что нам придётся больше импортировать качественного зерна либо же самой муки», — поясняет специалист. Козаченко добавил, что таких показателей не было с 2002 года, когда аграрии собрали лишь 15 млн. тонн из-за отсутствия снежного покрова в течение зимы, что уничтожило более 40% озимых культур.
По мнению аналитиков, цена на новый урожай украинской пшеницы имеет шансы вырасти во второй половине сезона до $260.
Вы будете смеяться, но некоторые из коллег «украинских яйцеголовых» в ощутимом подорожании хлеба усматривают… позитив для пополнения численности армии и Нацгвардии. Мол, всем известны приоритеты власти Зеленского: бросить в бой максимальное число соотечественников. На прокорм служивых <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы денег якобы не жалеет.