Связь между звуком и движением доказали с помощью искусственных слов
Движения и звук тесно переплетаются в нашем расположенный в головном отделе тела»>мозге. Исследователи междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ показали, как именно формируется эта связь в специальном исследовании. Его результаты опубликованы в журнале PLOS One.
фото: создано с помощью нейросети GigaChat
тестовый баннер под заглавное изображение
Многие изучали иностранные языки и знают, что слова гораздо быстрее запоминаются, когда мы ассоциируем их звучание с конкретным образом или действием. Однако до конца было неясно, что за механизмы образовывают эти ассоциации.
Узнать это решили ученые МГУ, которые провели серию экспериментов с использованием метода, фиксирующего изменение электрической активности мозга – магнитоэнцефалографию. А помогли им в этом искусственные слова – лексические единицы, которые отсутствуют в каком бы то ни было языке и не фиксируются толковыми словарями.
Авторы эксперимента закрепили именно за такими «словами» (для чистоты эксперимента) определенные движения рук или ног. Повторяя их несколько раз, участники эксперимента постепенно стали автоматически увязывать их звучание с действием.
Пока они упражнялись, ученые измеряли состояние слуховой коры мозга. Оказалось, что она активировалась не только, когда воспроизводилось слово, но и в момент подготовки к соответствующему движению. Получается, звуковой контекст тесно связан с движением.
Такая связь, по словам доцента кафедры высшей нервной деятель биологического факультета МГУ Бориса Чернышева, имеет <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" не только для фундаментальных исследований в области нейронаук, но и помогает закреплять в памяти новые слова на практике. например, метод можно использовать для более эффективного обучения иностранным языкам, а также во время реабилитации пациентов, потерявших способность говорить после инсульта.