Эксперт назвал опасный пункт в соглашении о вывозе украинского зерна
Соглашение о создании зернового коридора по вывозу по Черному морю сельхозпродукции с Украины, которое было подписано в пятницу в Стамбуле, может таить в себе определённую опасность. По словам эксперта «МК», капитана 1-го ранга запаса Василия Дандыкина, заявление о том, что в Черном море есть безопасные фарватеры – сомнительно и любой из кораблей с зерном не застрахован от подрыва на дрейфующей мине.
фото: pixabay.com
Напомним, что под соглашением от России свою подпись поставил министр обороны РФ Сергей Шойгу, от Турции — глава военного ведомства Хулуси Акар, от ООН — генсек организации Антониу Гутерриш, от Киева документ подписывал министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Сделка предполагает вывоз украинского зерна по Черному морю из трех портов (Одесса, Черноморск, Южный), которое может начаться уже через несколько недель. Соглашение будет действовать 120 дней и, возможно, продлено. Кроме того, согласно договоренности, военные не станут сопровождать суда, однако Россия получит Право досматривать корабли, следующие на Украину на предмет наличия вооружения. Остается в силе пункт о работе координационного центра (Россия, Турция, Украина), который будет урегулировать инциденты, в случае, если таковые произойдут.
Одно из главных сомнительных моментов в соглашении – это отсутствие предварительной работы по разминированию портов. Как заверили украинские военные, в Черном море якобы есть безопасные фарватеры и согласованные маршруты — безопасны.
По словам эксперта «МК», капитана 1-го ранга запаса Василия Дандыкина, главная опасность для судов – это дрейфующие мины советских времен, которые в большом количестве присвоила Украина после развала СССР.
– Черное море поле заминирования буквально нашпиговано плавающими якорными минами советской эпохи. часть из них осталась на якорях, а часть от старости и ветхости сорвалась с якорей и ушла в плавание. Уже не один человек подорвался, а тут корабли… У украинцев должна быть карта минных постановок и обозначены фарватеры. Если они такие крутые моряки и у них это все есть – хорошо. Но ведь там же сейчас заблокированы десятки судов в портах, о которых идет речь в соглашении. Не приведи Господь, что случится, ведь скажут, что это «русские диверсанты пробрались с острова Змеиный и понаставили мин». Этот вопрос очень злободневный. И зная украинцев, могу сказать, что это очень серьезное дело. Надеюсь, что Турция, которая здесь выступает как посредник, ООН и кураторы проконтролируют этот вопрос. Надеюсь, что благое дело, которое затевается, не послужит поводом для очередной провокации.
По словам эксперта, у черноморцев уже был опыт разминирования Мариупольского порта:
– Чтобы не ходили корабли Черноморского флота, украинцы просто взяли и все заминировали. Мариуполь освободили с суши, и моряки-черноморцы достаточно долго разминировали порт. Но здесь аж три порта. Старых мин украинцам досталось много, когда делили флот. И они сейчас их накидали, а что будет дальше их не волнует.…
Обнаружить дрейфующую мину в море можно, уверен эксперт, но не при всех обстоятельствах: «Заметить можно. Но, а если штормовая погода? Она может болтаться в море, и чтобы замечать опасность, нужно иметь определённый опыт. Очень сомневаюсь в профессионализме моряков ВМС Украины. Ведь военного флота у Украины уже нет, тральных сил тоже».