Региональных министров и депутатов заставят сообщать о попытках их подкупить
Правительство внесло в парламент законопроект, который предлагает обязать должностных лиц в регионах под угрозой увольнения сообщать прокуратуре обо всех попытках склонить их к мздоимству. Для должностных лиц федерального и муниципального уровней такое требование в антикоррупционном законодательстве пока не прописано.
Инициатива разработана в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-24 годы, напомнил журналистам глава профильного думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («ЕР»). Предлагается прописать в действующем законе «О противодействии коррупции» обязанность «лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ» сообщать в прокуратуру или иные органы, которые имеют Право проводить проверки, обо всех случаях обращения к ним «в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». Обо всех попытках дать взятку в любом виде, говоря простым языком. Срок на исполнение требования правительство хочет установить в пять дней. Особо оговорено, что должностные лица регионального уровня, сообщившие такого рода информацию в отношении себя — а заодно и те, кто сообщил правоохранительным органам о фактах совершения коррупционных правонарушений другими должностными лицами регионального уровня или чиновниками — будут находиться «под защитой государства». Г-н Пискарев отметил важность этой нормы: «так как побуждение нарушить закон</span может сопровождаться не только посулами каких-либо благ, но и угрозами, и госслужащий, отклонивший такие предложения, должен быть уверен в своей безопасности».
Перечень должностных лиц регионального уровня устанавливает своим указом президент РФ. Это члены региональных правительств, депутаты законодательных собраний во главе со спикером и вице-спикерами, члены региональной избирательной комиссии, аудиторы счетных палат регионов и местные уполномоченные по правам человека или ребенка, мировые судьи, и т.д.
Подобное требование уже установлено с 2021 года другим федеральным законом для депутатов региональных парламентов, говорится в пояснительной записке. Если же посмотреть тот самый закон</span «О противодействии коррупции», то в нем аналогичные нормы прописаны только для чиновников всех уровней, от федерального до муниципального. Для должностных лиц всех уровней, и федерального (это президент, правительство, депутаты Госдумы и сенаторы, федеральные судьи, судьи КС, ВС, Генеральный прокурор, секретарь Совета Безопасности и его заместитель, глава следственного комитета, аудиторы Счетной палаты, члены Центризбиркома, и т.д., и т.п.), и регионального, и муниципального закреплено лишь требование непременно сообщать в антикоррупционную комиссию о наличии конфликта интересов, то есть такой возникшей ситуации, когда личная заинтересованность может повлиять на содержание и результат работы.
В пояснительной записке к внесенному законопроекту также напоминается, что за неисполнение нового требования будет наступать некая «ответственность», установленная законами или другими нормативными актами. Разъяснений нет. О чём может идти речь? «В данном случае, конечно, не об административной или уголовной ответственности, которая возникает лишь в том случае, если коррупционное правонарушение совершено, а о дисциплинарной, увольнении в связи с утратой доверия, например», — пояснил «МК» замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев («ЕР»).
Все сведения об уволенных в связи с утратой доверия из-за нарушения разных антикоррупционных требований с 2017 года заносятся в специальный реестр и хранятся там в течение пяти лет. Фамилия, имя, отчество, место работы, которую гражданин потерял, дата внесения и исключения сведений (запись досрочно удаляется по причине смерти или в том случае, если решение об увольнении было отменено)… С реестром можно ознакомиться в Интернете. На 8 августа 2022 года в нем было больше 3 тысяч записей. Чиновники муниципального и регионального уровней, сотрудники региональных таможен и разного рода надзорных органов, муниципальные депутаты, судебные приставы, следователи, росгвардейцы и полицейские, судмедэксперты, работники военкоматов, помощники прокуроров… Изредка попадаются и федеральные чиновники вроде начальника управления по борьбе с картелями ФАС России или первого секретаря Консульского департамента МИД России.
Насколько сейчас, в условиях радикально изменившейся после 24 февраля 2022 года ситуации, актуальна тема борьбы с коррупцией для россиян — да и для российских властей тоже? С международным сотрудничеством в этой сфере, как и во многих других, проблемы. В том самом Национальном плане противодействия коррупции, во исполнение которого исправно пишутся законопроекты, которые парламент потом принимает, говорится, например, о сотрудничестве России с организацией ГРЕКО (Группа государств против коррупции). Но эта организация создана Советом Европы, в котором Россия с середины марта 2022 года больше не состоит. Какой смысл в мерах, аналогичных той, что предлагает внесенная сейчас в Госдуму инициатива?
Антикоррупционная тема все равно россиян интересует, считает политолог Алексей Макаркин — «хотя бы потому, что коррупция способствует снижению эффективности госаппарата, что непосредственно влияет и на экономику, и на социальную сферу, последствия чего ощущают граждане»х. К тому же «антикоррупционное законода, помимо прочего, создает возможности для усиления контроля государства над чиновниками», напомнил он «МК».
«Если говорить о реальных инструментах борьбы с коррупцией, то самый рациональный из них — сокращение государственного участия в экономике и распределении средств, собственности, преференций. сейчас признаков этого не наблюдается. Но второе измерение — демонстрация зависимости гражданской власти от силовой — никуда не исчезло. Были паузы в арестах чиновников в начале эпидемии ковида и в феврале-марте 2022 года, но сейчас они снова возобновились. Прямого отношения к борьбе с коррупцией это не имеет, но позволяет региональным структурам правоохранительных органов выполнять свои KPI (ключевые показатели эффективности — «МК».)», — сказал политолог Михаил Виноградов. Что касается общественного отношения к этой теме, то это измерение проблемы «сейчас на периферии внимания», признал он в разговоре с «МК»: «люди обычно остро реагируют на резонансные скандалы, фильмы, эксцессы, но представлений о результативности борьбы с коррупцией (и ожиданий ее увеличения) в обществе в целом нет, респонденты скорее говорят не неизменяемости существующих реалий». «При этом само антикоррупционное поле сложно назвать прозрачным. например, в июле во время принятия Думой в первом чтении скандальных поправок в закон</span "О рекламе" оказалось, что проект не проходил антикоррупционную экспертизу, поскольку этой процедуры нет для документов, вносимых депутатами Госдумы — она проводится только в отношении внешних проектов»,- заметил эксперт.