Названы странности вокруг сорванного заговора «Рейхсбюргеров» в Германии
На днях Германию и прочий мир ошарашили сообщениями о сорванном плане праворадикального движения «Рейхсбюргер» устроить переворот в ФРГ. Были задержаны десятки «заговорщиков», расследование в самом разгаре. Между тем многие задаются вопросом: реально ли существовал зловещий план по свержению германского государства или речь идет о заранее обреченных на полнейший провал прожектах маргинальной группировки.
фото: Global Look Press
Британское издание The Observer своей рассказ о заговоре «Рейхсбюргеров» начинает со слов человека, называющего себя «генерал Эдер»: «Те люди, которые издевались над нами и сажали нас в тюрьму, столкнутся с расплатой в виде «эпохального переворота», который положит начало новому судебному и политическому порядку. изменения неизбежны – и это дело нескольких недель. «Если все пойдет по плану, мы сделаем это до Рождества».
Эти слова прозвучали в видео, загруженном на днях на популярный среди крайне правых теоретиков заговора сайт.
Десять дней спустя, рано утром в среду, 64-летний Максимилиан Эдер был арестован в итальянском городе Перуджа в рамках крупнейшей в истории Германии серии рейдов против правого экстремизма. вместе с 25 сообщниками Эдер обвиняется в вынашивании плана по свержению германского государства насильственными методами, установлении теневого правительства во главе с мелким немецким аристократом.
Несмотря на то, что ни один из заговорщиков не был известным общественным деятелем, их социальное происхождение вызывает удивление: среди них оказались семейные врачи, судьи, повара-гурманы и оперные певцы.
Государственный служащий управления криминальной полиции Нижней Саксонии также находится под следствием на предмет связи с группировкой, сообщила телекомпания ZDF.
Круг заговорщиков, отмечает The Observer, дополняли люди с военным прошлым, такие как Эдер: настоящий командир одного из бронетанковых батальонов бундесвера в период с 1998-го по 2000 год, который провел время на службе в Косово и Афганистане и был одним из основателей командования сил специального назначения Германии (КСК). Бывший командир 251-го десантно-штурмового батальона был назван предполагаемым лидером «боевой части» группировки.
Но включение в список заговорщиков бывшего депутата бундестага от ультраправой «Альтернативы для Германии» (АдГ) стало самым тревожным сигналом: будучи бывшим депутатом, Биргит Мальсак-Винкеманн должна была знать меры безопасности и иметь особые привилегии доступа к комплексу парламентских зданий в центре Берлина.
Список потенциальных целей “Рейхсбюргеров", изъятый из дома подозреваемого во время полицейских рейдов, как сообщается, включал семь членов бундестага Германии, в том числе министра иностранных дел Зеленых Анналену Бербок, лидера консервативной оппозиции Фридриха Мерца, а также сопредседателя и генерального секретаря Социал-демократической партии Саскию Эскен и Кевина Кюнерта.
Федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что он «глубоко обеспокоен» предполагаемым заговором, охарактеризовав его как «новый уровень».
Однако возник вопрос о том, действительно ли группа заговорщиков представляла серьезную угрозу демократическому порядку Германии или это была просто кучка чудаков с гиперактивным воображением, отмечает The Observer.
Тот факт, что избранные газеты и съемочные группы были заранее проинформированы о рейдах на рассвете — еще две недели назад, как заявила депутат от левой партии Мартина Реннер, — вызвал критику в отношении того, что операция была задумана как пиар для спецслужб.
Консервативная швейцарская ежедневная газета Neue Zürcher Zeitung замечает, что «немецкие службы безопасности хотели поиграть мускулами перед всем миром»; а Berliner Zeitung сообщила, что аресты были восприняты как «хорошо спланированный пиар-ход», направленный не более чем на «25 дряхлых психов».
Другие предположили, что тот факт, что рейды были проведены за день до общенационального «дня тревоги» в Германии, предназначенного для проверки систем предупреждения и информирования людей о сценариях чрезвычайных ситуаций, должен быть чем-то большим, чем совпадение.
В течение нескольких часов после ареста газеты, в том числе Spiegel и Die Zeit, опубликовали подробные статьи с изложением яркого прошлого заговорщиков, которые вскоре были подхвачены по всему миру и гарантировали международное внимание.
один из вопросов заключается в том, могла ли медиастратегия подорвать истинное намерение операции по сбору улик для привлечения заговорщиков к суду. Берлинская газета Tagesspiegel напечатала интервью с соседкой Эдера из его родного города Эппеншлаг в Баварии, которая рассказала, что несколько дней назад пенсионер звонил ей из Хорватии. «Возможно, полиция приедет на следующей неделе», — сказал бывший военный.
Отставной военачальник находится в поле зрения спецслужб как минимум с лета 2021 года, когда он присоединился к немецким антипрививочным маршам в военной форме и пообещал защищать протестующих от полиции. После катастрофических внезапных наводнений в западной Германии Эдер и его сторонники создали в августе того же года «кризисный комитет» в школе в опустошенном Арвайлере.
другой вопрос заключается в том, было ли оправдано подавление заговорщиков Эдера угрозой, которую они представляли для национальной безопасности. Его видеообращение, в котором он открыто делится своим революционным планом с остальным миром, может намекать не столько на гениев-стратегов, замышляющих заговор в тени, сколько на стариков, застрявших в эхо-камере Интернета, замечает The Observer.
Но с другой стороны, угол правого экстремистского спектра, в котором живут Эдер и его окружение, в последние годы процветал именно потому, что к нему не относились достаточно серьезно.
Прокуратура в среду назвала арестованных подозреваемых «сторонниками мифов о заговоре из конгломерата нарративов, касающихся идеологии «Рейхсбюргеров» и идеологии QAnon». <span class="wp-tooltip" title="Характеристика личности Представления о нормативном поведении ставшие внутренней мотивации О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятств первой группы, «граждан Рейха», подробно изложены в выступлении на швейцарском бизнес-форуме в 2019 году принца Генриха XIII, 71-летнего аристократа, которого называют политическим лидером группировки и который представлял себя правителем государства после переворота, по крайней мере, на временной основе.
Жалуясь на то, что его династия была несправедливо лишена своего имущества в результате войн, развязанных зловещими масонами и еврейскими финансистами, Генрих XIII утверждал, что современная Германия «превратилась лишь в административную структуру союзников» — стандартный образ рейхсбюргерского движения.
Отвергая международный договор, позволивший воссоединить Германию в начале 1990-х годов, его сторонники утверждают, что Рейх продолжает существовать с тех пор, как Германия подписала перемирие, а не мирный договор после Второй мировой войны. Согласно воззрениям «Рейхсбюргеров», ФРГ нелегитимна, являясь всего лишь «симуляцией государства». Какую империю восстанавливать, рейхсбюргер не всегда может договориться.
«Сцена «Рейхсбюргеров» очень внутренне разделена, и Генрих XIII не был особенно доминирующей фигурой в движении в целом», — комментирует аналитик Николас Поттер, отслеживающий ультраправые сети для Фонда Амадеу Антонио, который проводит кампании против расизма и антисемитизма. «Некоторые из них хотят вернуть Кайзеррайх [императорское немецкое <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы между 1871-м и 1918 годами], другие — Третий рейх [Гитлеровскую Германию]», — сказал он.
Генрих XIII продемонстрировал внутреннее разделение движения в письме от 9 июня 2020 года, которое позже было опубликовано на немецком канале. В своей статье он предупреждает, что Германия во главе с Георгом Фридрихом, принцем Пруссии, нынешним главой прусской ветви дома Гогенцоллернов, правившего Германской империей, будет «монархией, отданной на милость союзников» – «федеративной республикой 2.0». Генрих XIII, напротив, пообещал придерживаться «правильной структуры в соответствии с международным правом», воссоздав <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы-член Кайзеррейха.
Он представлял себе новый Рейх как похудевшее <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы с «парламентом, состоящим максимум из 201 делегата и пятью министерствами», пишет The Observer. закон</span о голосовании предполагалось реформировать. В письме расстроенный Генрих XIII жаловался, что его план требует поддержки не только трех союзников («США, Россия, Великобритания»), но и армий патриотов, «которых, к сожалению, нелегко консолидировать».
Такие напыщенные фантазии вкупе с юридическими нападками раньше позволяли легко игнорировать «Рейхсбюргеров», отмечает The Observer. Даже после того, как один из сторонников маргинального движения застрелил полицейского во время рейда в регионе Франкония в 2016 году, BfV (служба внутренней разведки Германии) отказалась предпринимать шаги для систематического наблюдения за движением. Хотя у теории заговора было несколько сотен сторонников, не всех из них можно было отнести к правым экстремистам, заявила тогда BfV.
Спецслужба начала более серьезно относиться к движению только в год ухода его президента Ханса-Георга Маассена, который с тех пор распространяет теории заговора о пандемии и Всемирном экономическом форуме в социальных сетях. В том году агентство насчитало 19 тысяч рейхсбюргеров по всей Германии, и с тех пор их число выросло до 21 тысячи.
«Рейхсбюргеры существовали до пандемии, но во время протестов против карантинных мер и вакцин они нашли много открытых ушей, — говорит Николас Поттер. – То, что мы наблюдаем сейчас, — это встреча многих разных умов».
Тревогу вызывает, что одной из немногих объединяющих черт движения является склонность к накоплению оружия и боеприпасов. Немецкая полиция обнаружила оружие в 50 из 150 объектов, которые они обыскали в ходе рейдов, в том числе две винтовки, один пистолет, мечи и арбалеты: этого арсенала недостаточно, чтобы устроить переворот в 83-миллионной стране, но достаточно для проведения целенаправленной террористической атаки, замечает The Observer.
Остается неясным, прятала ли группа дополнительное оружие в другом месте. В мае 2020 года было обнаружено, что член командования немецкого спецназа изъял оружие и боеприпасы из армейских резервов и спрятал их в секретном месте, по-видимому, в рамках подготовки к сценарию социального коллапса «дня X».
Питер Нойманн, эксперт по терроризму и профессор исследований в области безопасности в Королевском колледже Лондона, сравнил шутки прошлой недели о дряхлых фантазерах в твиде с ранним освещением в британских СМИ Абу Хамзы, бывшего имама лондонской мечети в Финсбери-Парк. «Хамзу изображали нелепым клоуном с крючком и повязкой на глазу, и в течение многих лет даже органы безопасности не воспринимали его всерьез, — сказал Нойманн. – Только позже мы узнали, что он способствовал вовлечению сотен людей в террористические сети».
В последнем отчете внутренней разведки Германии указывается, что потенциально число рейхсбюргеров составляет 2100 человек, что сопоставимо с 1950 лицами в стране, которые в прошлом году были перечислены как потенциальные сторонники исламистского террористического насилия. Хотя «граждане империи» в основном были менее организованы, чем сторонники ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – «МК»), по словам Нойманна, у них также было больше шансов получить доступ к оружию.
«Я ни на секунду не верю, что этой группе удалось бы свергнуть правительство, — добавил эксперт. — Важный вопрос заключается в том, какой ущерб они могли нанести, пытаясь это сделать».