Мигрант рассказал о «прозрачной» для части белорусов границе Польши - НОВОСТИ ГОРОДОВ
Home » Общество » Мигрант рассказал о «прозрачной» для части белорусов границе Польши

Мигрант рассказал о «прозрачной» для части белорусов границе Польши

Почти год, как завершилась история с мигрантами из стран Ближнего Востока, которые на протяжении пяти месяцев штурмовали белорусско-польскую границу. Заместитель председателя Всемирного конгресса езидов Худо Бакоян, проживающий в Гродно, рассказал, что происходит с теми беженцами, которые остались в Белоруссии, и с теми, кто вернулся на родину.

фото: Global Look Press

Осенью 2021 года толпы беженцев из Ирака приехали в Белоруссию, чтобы прорваться на территорию ЕС. Эта странная история началась внезапно. Также резко она и оборвалась. С тех пор выходцы из Ирака больше не пытались прорубить окно в Европу через Белоруссию.

Заместитель председателя Всемирного конгресса езидов Худо Бакоян в то время помогал мигрантам. Он же выступал в качестве переводчика.  

– В Беларуси пока остаются три семьи из Ирака – одна езидская и две курдских. Они живут в Минске. Во всех этих семьях есть дети, они инвалиды. Мы нашли гуманитарную организацию, которая финансирует их проживание и питание. Они живут нелегально. Если людей обнаружат, то могут депортировать, – рассказывает Худо. – Мы долгое время сотрудничали с МИД Италии. Думали, что беженцы уедут в Италию. Но что-то не получилось. Итальянцы отказались их принимать. Теперь мы переключились на Данию. Обещали, что до марта визы семьям сделают. 

– Почему они не уехали домой?

– Их детям требуется серьезное <span class="wp-tooltip" title="процесс. В Ираке им не предоставят медпомощь. Что касается езидской семьи, им опасно возвращаться на родину, так как здесь они выступали против властей курдской автономии.

– Почему в Ираке им не предоставят медпомощи?

– Во-первых, в Ираке дорогое <span class="wp-tooltip" title="процесс, а у этих семей нет средств. Во-вторых, медицина в Ираке не так хорошо развита. например, дети в езидской семье умственно развиваются, а физически нет. В Ираке медицина не достигла того уровня, чтобы лечить пациентов с подобными диагнозами. Если даже найти хороших врачей в Ираке, то их услуги будут стоить баснословных денег. А помогать бескорыстно езидам никто не станет. С восстановление здоровья»>лечением им могут помочь только в Европе. 

У курдских семей, которые остались в Беларуси, тоже нет денег на целью которого является облегчение. Там в одной семье у ребенка ишемическая болезнь сердца. В другой – ребенок без ноги.

много мигрантов, которые находились в Белоруссии, по итогу вернулись домой?

– В лагере беженцев находились 47 езидов. Только 6 человек вернулись в Ирак. Остальные каким-то образом попали в Европу. одна семья уехала в Голландию, остальные – в Германию.

Большая половина курдов обходными путями через проводников тоже добрались до Европы.

В Беларуси долгое время оставался молодой парень с онкологией. Местные врачи говорили, что его шансы на выздоровление равны нулю. Предложили ему вернуться на родину и там спокойно умереть. Мы помогли ему уехать в Германию, там ему дали статус беженца. Он прошел химиотерапию. Теперь он здоров.

– Почему мигранты не остались в Белоруссии, им же вроде предлагали работу в совхозах?

– Мы тоже думали, что им оформят статус беженцев. Подготовили документы. Им сказали подождать, а потом, ответили, что это нереально. Да и, честно говоря, те же езиды сами не хотели оставаться в Беларуси.

Зато иранские курды и афганцы получили статус беженцев здесь. правда, они мне звонили и жаловались, что их заселили не пойми куда, пособие выплачивают, но им этих денег не хватает. Сами зарабатывают мизер. Но тем не менее статус беженцев они оформили.

Кстати, сейчас в страну хлынул поток афганцев, которые хотят попасть в Европу. Их много здесь. Еще иранцы бегут через Беларусь.

Украинских беженцев тоже хватает. В Гродненской области их не так много, примерно до 1000 человек. В Брестской и Гомельской области больше. Им помогают, предоставляют статус беженцев. А тем украинцам, кто после 2014 года сюда переехал, в конце прошлого года предоставили Гражданство Беларуси в упрощенной форме. Выдали в течение 10 дней.

– Как живут те езиды, которые вернулись на родину?

плохо им там. Мы помогаем одной женщине в возрасте, которая вернулась в Ирак. Она больная, практически не встает с постели. Близких у нее нет, в доме – ни воды, ни газа. Платить коммуналку ей нечем. Мы отправили ей немного денег.

В больницу ее тоже не забирают, потому что у нее нет средств. Вчера звонила, кашляет, состояние у нее тяжелое, дома холодно. Она жила здесь в лагере. И вернулась в Ирак на смерть. Не арестовали её на родине только потому, что она в возрасте. Если так будет продолжаться, хочу через сотрудников ООН как-то ей помочь.  

А вот две молодые сестры и парень, которые тоже находились в Беларуси, не поехали обратно в курдскую автономию. Нам удалось пристроить их другую провинцию, где езидам не так опасно находиться.

– Те люди вспоминают свои приключения в Белоруссии?

– Вспоминают, как страшный сон.

– Что сейчас с тем лагерем, где они жили?

– Им тогда выделили ангар, где находились склады. Когда мигранты уехали, торгово-логистический центр снова заработал. сейчас туда приезжают фуры из Европы, проходят таможню, перегружаются. Белорусские машины забирают у них товар и доставляют до Минска или Москвы.

– Поляки открыли пограничный пункт пропуска, где разворачивались события с мигрантами?

– Тот переход поляки тогда закрыли, так до сих пор и не открыли. Хотя дорогу они там строят. Гродненцам теперь приходится ехать за 50 км к другому пункту пропуска, где есть ещё один переход в Польшу.

– Гродненцы перестали ездить в Польшу?

– Ездят, как прежде. Только теперь людям приходится по две суток в очереди на границе стоять. Трасса загружена.

– У белорусов проблем с визами нет?

сейчас стало немножко сложнее. Раньше люди спокойно открывали туристические визы, сейчас дают только рабочие. Хотя в основном туда едут не работать, а челночить.

Еще такой момент – в Гродно порядка 30 процентов белорусов с польскими корнями. У многих бабушки-дедушки, прабабушки родом из Польши. Так вот, они легко получают карту поляка, визу им оформляют бесплатную. А 40-45 процентов жителей Гродно так и вовсе коренные поляки. Так что им въезд в Европу никто не перекроет.

Еще хотел рассказать историю про поляков, которые позиционируют себя демократами. 3 августа – день памяти геноцида езидов. В прошлом году я обратился в консульство Германии, чтобы приехать к этому событию. Мне выдали гуманитарную визу. Ехать я должен был транзитом через Польшу.

Я отправился на автобусе через Варшаву, оттуда собирался в Берлин. На польской границе меня тормознули: «Езжайте через Литву. Они пустят». Я объяснял: в консульстве Германии указал, что поеду через Польшу, через Литву не успею доехать к дате. Поляки стали что-то придумывать. Я говорил про нарушение прав человека, доказывал, что еду защищать интересы езидского народа. У нас завязался спор. Я потребовал написать причину отказа в письменном виде и поставить печать. Они поинтересовались, кто такие езиды. Я провел краткий исторический экскурс на полчаса.

Затем ко мне вызвали начальницу. Она посмотрела в Интернет и говорит: «Езиды – часть курдов». Я не выдержал: «значит поляки – часть русских». Они как начали на меня нападать. Приняли мои слова за оскорбление. Я парировал: «Вы поляки, у вас есть <span class="wp-tooltip" title="1 Политическая целостность обладающая единой системой управления общественными делами созданная национальной или многонациональной общностью народом на определенной территории 2 Система институтов органов посредством которы, поэтому вы имеете Право оскорблять езидов, у которых нет своего государства? Они для вас народ второго сорта?» В итоге, после 4 часовой задержки меня пропустили. Но мой автобус уже уехал.

Я к тому, что поляки сами нарушают права человека. Вспомните ту же ситуацию с мигрантами на белорусско-польской границе. Ведь Германия готова была принять их. Но поляки не пускали их через свою страну. Говорили, что таким образом они защищают европейские интересы. Построили на границе стену высотой 5,5 метра, сверху намотали колючую проволоку еще 50 см высотой. Камеры везде установили. Если не ошибаюсь, это строительство обошлось 300 млн евро.

Но поверьте, кто хочет, все равно пробирается в Европу, я наслышан об этом. больше показуха. А сколько мигрантов они тогда избили! В феврале прошлого года 27-летняя езидская беженка погибла от переохлаждения на руках у брата на территории Польши. В Германии мы подняли шум по этому поводу. Ну и что? никто за это не ответил.

Источник

Столото

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *