Политолог Дзермант объяснил цель появления ЧВК «Вагнер» у польских границ
Премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил о появлении на границе с Белоруссией сотни бойцов ЧВК «Вагнер». По его словам, местом их сосредоточения стал район, граничащий с Сувалкским коридором, который находится между Польшей и Литвой. Варшава боится, что вагнеровцы под видом белорусских пограничников либо станут наполнять беженцами Польшу, либо сами приникнут в страну маскируясь под беженцев. Насколько бойцы ЧВК угрожают Польше и что на самом деле стоит за эмоциональными заявлениями Варшавы?
фото: AP
Напряженность на польской границе продолжает расти. Варшава вместе с Вильнюсом даже рассматривает вариант закрытия границы с Белоруссией, если произойдут серьезные инциденты с ЧВК «Вагнер». Председатель польской правящей партии Ярослав Качиньский заявил, что целью вагнеровцев является создание кризисных ситуаций, направленных против Польши. Якобы в ответ на это Варшава и усиливает армию.
На то, что Польша к чему-то активно готовится на белорусской и российской границах указывает тот факт, что в контексте польских сообщений об опасности с Востока поляки сами стягивают войска в район Сувалкского коридора, создают там новый сапёрный батальон, попутно увеличивая общее число дивизий ВС республики с трех до семи, доведя численность войск до 300 тысяч человек. И при этом они опасаются всего одной сотни бойцов «Вагнера».
Министерство обороны Белоруссии на прошлой неделе заявило о необычной активности польской армии у белорусских рубежей. Кроме того, несколько дней назад британский самолет-разведчик RC-135W облетел всю Калининградскую область и часть белорусской территории. И кто кого тогда должен опасаться?
О ситуации со странной озабоченностью Варшавы «МК» поговорил с белорусским политологом Алексеем Дзермантом.
— Есть ли реальные основании у Польши опасаться ЧВК «Вагнер»?
— У Польши нет основании опасаться вагнеровцев у своих границ. Нападение ЧВК «Вагнер» и каких-либо ещё войск с белорусской территории исключено. У нас нет планов нападать первыми и оккупировать какие-то польские земли. Но опасаться в отношении собственных планов поляки могут. Они рассчитывали, что нарастят свою армию, которая будет по мощи превосходить белорусскую, разворачивая новые дивизии у наших границ и активно перевооружаясь. естественно появление вагнеровцев их планы рушит, потому что не получится блицкрига и неожиданного нападения. Присутствие опытных бойцов «Вагнера» может остудить пыл любого агрессора.
— Варшава создает так информационный шум для отвлечения своих агрессивных планов?
— Они занервничали, потому что все эти приготовления к атакующим действиям, которые они планировали, по сути сводятся на нет. У нас будут вагнеровцы и белорусская армия. Мы закрываемся от польских планов по всем направлениям и в конвенциональном плане, и в ядерном. Это конечно, очень нервирует польскую элиту, потому что многие их планы обнуляются. Потому и такая нервная реакция на бойцов «Вагнера» у их границы.
— Не пытаются ли они так привлечь внимание США?
— Конечно, они также хотят показать своим патронам в Вашингтоне, что им нужно давать больше денег из-за появления якобы такой угрозы из Беларуси. Но это уже предмет политической торговли, нежели каких-то реальных военных приготовлений для чего-то подобного.
— Ситуация продолжит ухудшаться?
— Поляки будут наращивать военное присутствие на границе с Беларусью, с «Вагнером» или без. Мы ещё не дошли до той точки, когда стороны поймут, что дальше по лестнице эскалации подниматься нельзя. Многое зависит от решений польских элит. сейчас перед ними стоит задача с Западной Украиной. Для нас это будет означать повышение уровня эскалации. Для Белоруссии это принципиальная угроза, если поляки будут контролировать Западную Украину. Для нас это угроза существования государства. С российской и белорусской сторон готовятся решения. Пока мы не перешли черту, когда уровень эскалации будет снижаться. Наоборот, он будет повышаться до определенного момента. Что будет дальше, покажет будущее.