Война в Корее как репетиция Третьей мировой
Торжества в Пхеньяне 27–28 июля по поводу 70-летия перемирия в Корейской войне и присутствие делегаций России и Китая по-новому высвечивают стратегическую ситуацию на Тихом океане. Корейские солдаты на параде шли в галифе и сапогах, но за ними двигались межконтинентальные ракеты-носители ядерных зарядов собственного производства. «Молодой лидер» Ким Чен Ын демонстрировал Сергею Шойгу дальнобойные дроны и иные достижения независимой ни от кого военной промышленности своей страны. Под его командованием армия в 1 миллион 200 тысяч штыков, ненамного уступающая по численности российской и китайской.
фото: pixabay.com
В Северной Корее никогда не делали «фигуру умолчания» о войне 1950–1953 годов, в которой погибло от 3 до 4 миллионов человек, каждый десятый обитатель Корейского полуострова. На Корею американцы сбросили 630 тысяч тонн бомб — на 100 тысяч больше, чем на Японию и весь тихоокеанский театр в годы Второй мировой войны. Уничтожив все города, американцы разрушали мосты, ирригационные сооружения и даже посевы риса. Ужасное кровопролитие и последствия войны ожесточили лидеров как Северной, так и Южной Кореи, на долгие годы установивших суровые режимы управления народом.
Армия Ким Ир Сена, нанесшая превентивный удар и поначалу разбившая войска Южной Кореи, стала терпеть поражения после подключения к гражданской войне США и оказалась прижатой к границе с Китаем. Замаячила перспектива захвата американцами и их союзниками всей страны. Вот почему в Пхеньяне войну называют освободительной.
Обнаружив американские дивизии на границах своих северо-восточных провинций, Мао Цзэдун не стал объявлять войну, но отдал приказ бойцам «народной добровольческой армии» пересечь пограничную реку Ялуцзян. В КНР те события официально называют «война сопротивления американской агрессии и помощи Корее». С приходом китайцев в ноябре война вступила в новую фазу. «Китайские добровольцы» были вооружены гораздо хуже американцев. Но у них был богатый опыт только что закончившейся гражданской войны (1946–1949 гг.). Ими командовали талантливые генералы во главе с маршалом Пэн Дэхуаем. Китайцы добивались тактических успехов, заманивали в ловушки американцев и уничтожали целые подразделения. Линию фронта удалось сместить на юг. На помощь американцам пришел «генерал мороз». Одетые в летнее обмундирование, китайцы поначалу замерзали в заснеженных горах. Огромные потери они несли из-за превосходства противника в танках, артиллерии, стрелковом вооружении. Сказывалось и господство американцев в воздухе, которое продолжалось до появления в небе реактивных самолетов с советскими и китайскими пилотами.
В СССР, формально не участвовавшем в войне, был создан особый 64-й истребительный авиакорпус под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Наши самолеты взлетали с советских и китайских аэродромов. Пилоты считались китайцами или корейцами, и им было строго запрещено летать над подконтрольными врагу районами, чтобы не попасть в плен и не погибнуть. Тогда и родилась шутка о китайском летчике Ли Си Цыне, который управляет самолетом одними ногами, поскольку руками растягивает уголки глаз. Наши пилоты совершили около 64 тысяч боевых вылетов и провели более 1800 воздушных боев. Всего было сбито 1259 самолетов противника. В той войне погибло 315 советских воинов, из них 244 похоронены на воинском кладбище в китайском городе Далянь, с героями обороны порт-Артура в Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Их могилам недавно поклонилась глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Потери с обеих сторон были огромными. Считается, что Северная Корея потеряла 535 тысяч человек, Южная Корея — 587 тысяч. Войска созданной под эгидой ООН коалиции 21 страны, где 90% солдат были американцами, потеряли 150 тысяч человек. Потери «китайских народных добровольцев» только убитыми составили 197 тысяч.
Эта цифра была официально опубликована в Пекине в ноябре 2020 года, когда впервые широко отмечался юбилей вступления Китая в войну. К тому времени закончилась эпоха китайско-американского «брака по расчету», начатая Дэн Сяопином и Джимми Картером в 1979 году. Президент Дональд Трамп в 2018 году возобновил «холодную войну» с Китаем, ввел торговые санкции, начал технологическую блокаду, расширил накачку оружием Тайваня. В Пекине решили напомнить Вашингтону об опасности столкновения острием против острия. Ведь Корейская война на самом деле была первой в истории китайско-американской войной.
В приграничных с КНДР районах вновь открылись военные музеи, которые все годы разрядки с Америкой находились на ремонте. Вся страна следила за телерепортажами о прибытии из Южной Кореи транспортных самолетов с останками китайских бойцов, именуемых «мучениками». Эти спецборта сопровождали эскорты новейших истребителей. Траурные кортежи двигались от аэродромов к местам последнего упокоения под развернутыми боевыми стягами на бронетранспортерах. Вершиной скорбных торжеств стало заседание в Пекине, которым руководил Верховный главнокомандующий Вооруженными силами и Генеральный секретарь Компартии Си Цзиньпин. Он призвал придерживаться великого духа сопротивления агрессии в новую эпоху в стремлении к великому возрождению китайской нации.
В приветствии Владимира Путина корейскому лидеру Ким Чен Ыну говорится о 70-летии победы корейского народа в Отечественной освободительной войне 1950–1953 годов. Эта война, известная во всем мире просто как Корейская война, неслучайно началась вскоре после подписания в Москве 14 февраля 1950 года советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи. После создания 4 апреля 1949 года военного блока НАТО мир окончательно раскололся на два лагеря, противостоящих в «холодной войне». До образования Организации Варшавского договора оставалось еще несколько лет, но социалистический лагерь в Восточной Европе уже был реальностью. После успешного испытания в СССР 29 августа 1949 года атомной бомбы Запад потерял важное стратегическое преимущество над Востоком, силы примерно уравнялись.
Корейская война стала первым прямым столкновением Востока и Запада на поле боя. Она же может рассматриваться как генеральная репетиция третьей мировой войны. Не будет преувеличением сказать, что фронтальное столкновение двух глобальных систем было предотвращено именно советско-китайским договором. Сталин рассматривал КНР как важнейшего стратегического союзника СССР в вероятной мировой войне.
Мао Цзэдун надеялся за счет союза со Сталиным защититься от возможной контратаки с Тайваня при поддержке Америки, а также укрепить страну, ослабленную войной с Японией и гражданской войной с Чан Кайши. Вполне понятно было стремление использовать успешный советский опыт послевоенного восстановления и получить всестороннюю помощь от «старшего брата». Обе стратегии отвечали национальным интересам двух стран, дополняли друг друга и были в основном реализованы. Своим жертвенным участием в Корейской войне КНР подтвердила готовность выполнить обязательства союзника, стать «вторым фронтом» в случае глобального столкновения лагерей социализма и капитализма.
Новая «холодная война» ужесточается на наших глазах после паузы, длившейся несколько десятилетий. Добившись развала Советского Союза, Запад надеялся навязать России либерально-капиталистическую модель развития, превратить ее в покорного союзника. После провала своих усилий Запад развязал серию «цветных революций» на наших границах, одна из которых спровоцировала наш превентивный удар — специальную военную операцию. Неудачу потерпели также стратегия конструктивного вовлечения Китая в западный лагерь и надежды вытеснить социалистический компонент в КНР, добиться перерождения Коммунистической партии.
сейчас фактически сформировались два фронта «холодной войны». На западном войска НАТО стоят на наших границах от Финляндии до Турции и, слегка маскируясь, воюют на украинском направлении. На восточном фронте укрепляется действующая система двусторонних военных договоров и создаются новые блоки для сдерживания Китая. Накачка Тайваня вооружениями и подталкивание сепаратистского режима Тайбэя на отделение от Китая призваны спровоцировать Пекин на превентивный удар. Как и в годы Корейской войны, Вашингтон надеется создать международную коалицию для борьбы с китайской агрессией.
Естественной реакцией на создание западного и восточного фронтов «холодной войны» стало «боевое слаживание» России и Китая. Его стратегические контуры были очерчены во время мартовских переговоров Владимира Путина с Си Цзиньпином. Серьезным резервом «боевого слаживания» может стать КНДР. Она также является объектом сдерживания и вынуждена балансировать на грани войны. О роли КНДР в противостоянии с Западом говорилось в приветствии Владимира Путина: «Твердая поддержка со стороны КНДР специальной военной операции на Украине, солидарность с Россией по ключевым международным вопросам дополнительно подчеркивают нашу общую заинтересованность и решимость противостоять политике коллективного Запада».
О неприемлемости политики Запада Ким Чен Ын говорил во время встреч с Сергеем Шойгу и главой китайской делегации, членом Политбюро ЦК КПК Ли Хунчжуном. О готовности наладить «боевое слаживание» с Москвой и Пекином говорила также выставка новейших вооружений. Возрождаются традиции совместного противостояния Москвы, Пекина и Пхеньяна агрессивным действиям Америки и ее союзников.