Странные похороны Евгения Пригожина: в Петербурге устроили запутанный спектакль
В Санкт-Петербурге, на скромном Пороховском кладбище 29 августа похоронили основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. В каком формате проходили прощание и похороны, журналистам увидеть не довелось. Нас попросту надули, отправив по ложному следу. Обманутыми оказались и сотрудники кладбищ, которые до вечера ждали указаний – копать или не копать могилу. Возмущались полицейские, которых с утра пораньше отправили охранять другие погосты.
Оцепление у Пороховского кладбища было выставлено по всему периметру. фото: Ирина Боброва
Серафимовское кладбище я, как и другие корреспонденты, выбрала неслучайно. Накануне именно здесь установили рамки металлодетектора, с раннего утра выставили охрану. К тому же это кладбище считается одним из самых престижных в городе, на нём хоронят Героев России.
С раннего утра около центрального входа собралась пресса. Бдительные охранники задавали вопросы: «К кому идёте»? людей с камерами разворачивали. Я прошла в компании с пенсионером, который направлялся на могилу священнослужителя. часть корреспондентов пролезли через дырки в заборе, которых оказалось немало.
По территории кладбища прогуливались туда-сюда вооруженные сотрудники полиции. На мой взгляд, их было порядка сотни.
Территорию Серафимовского кладбища плотно патрулировали полицейские фото: Ирина Боброва
На вопросы, что здесь происходит, силовики пожимали плечами: «Понятия не имеем, мы люди подневольные, просто выполняем приказ».
— Пригожина здесь похоронят?
— Нам не докладывали, не в курсе.
Так отвечали абсолютно все полицейские, которых я опросила. И судя по всему, они не лукавили. Под вечер один из них выдал: «Не пойми что устроили, в выходной день меня сюда вытащили. Некоторые пацаны так вообще с понедельника дежурят. Толком не объяснили, что к чему».
Около полудня на центральной аллее появились депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов, сын Бориса Грызлова, Дмитрий и член ЛДПР Сергей Абельцев.
— Вы пришли проститься с Пригожиным?
— Мы тут просто гуляем, время свободное было, вот и пришли, — сказал Власов. – У нас потом мероприятие.
— здесь?
— Нет, за оградой.
Заметим, что несколько дней назад депутат Власов предложил переименовать улицу Зольную в честь Пригожина.
Сотрудники кладбища тоже неохотно шли на контакт с журналистами. Их понять можно. Они с 9 утра ждали распоряжений по поводу подготовки могилы. Но так и не дождались. Однако признаться в том, что они, как и мы, оказались в дураках, не смогли.
— Что вы тут собрались? Похороны – это трагедия семьи, родственники погибшего не хотят вас видеть, потому сюда и не едут, — отчитывал нас один из работников кладбища. – У нас указание – ждать до 6 вечера, позже хоронить не станем.
Из-за вас мы даже не можем начать копать могилы к завтрашнему дню. Вот в среду мы хороним двух человек. Но вы же снимете и скажете, что это могила Пригожина, как уже сняли тут катафалк совершенно другого покойника!
Из-за путаницы один катафалк коллеги и правда приняли за пригожинский. Но внутри оказался гроб другого человека – об этом мне сказала семья усопшего.
На Серафимовском кладбище был установлен такой шатер. фото: Ирина Боброва
время от времени на кладбище приезжали вагнеровцы. Двое крепких парней находились на кладбище пару часов: «Нам не дали никакой информации, сами ходим, ждём, постоянно на связи с ребятами. часть наших на Северном кладбище, кто-то поехал на Смоленское, некоторые ещё где-то караулят». (Заместителя Евгения Пригожина, Валерия Чекалова, действительно, похоронили на Северном кладбище. О похоронах других погибших при крушении самолета Embraer ничего не известно).
Цветами в кладбищенской лавке торговала сотрудница местного храма. женщина принимала активное участие в обсуждении похорон Пригожина.
— Ночью его вряд ли похоронят, я здесь 30 лет работаю, в тёмное время суток ещё никого не хоронили, — рассуждала она. – Сегодня весь день разговоры только о нём, народ подходит, интересуются, в церкви все обсуждают. А утром в храм пришел мужчина, не знаю, из какой он организации, но сразу дал понять: сегодня всё, что здесь произойдёт – дезинформация. Да, да, так и сказал. Наш батюшка подтвердит.
женщина задумалась.
— А ведь Пригожин хорошим журналистом был, профессионалом.
— Почему журналистом? — удивилась я.
— А кто же он? Пригожин ведь информацию доносил до людей, типа осведомителем был. У нас так про него все говорят. Эх вы, сами не знаете, о ком пишете.
У Серафимовского кладбища стояла даже машина кинологов фото: Ирина Боброва
Пока мы беседовали с посетителями и работниками кладбища, новостные паблики описывали «прощание» с Пригожиным в петербургском Манеже кадетского корпуса, которое оказалось спектаклем — к зданию подъехал траурный кортеж, оттуда он отправился на Белоостровское кладбище, но все это оказалось «пустыми» передвижениями.
Главу ЧВК Вагнер «хоронили» на Северном кладбище, на Смоленском, том же Белоостровском…
После 17.00 пресс-служба компании «Конкорд» сообщила, что похороны состоялись в закрытом формате на Пороховском кладбище.
Не знаю, какая реакция в частных разговорах на это сообщение была у руководства Серафимовского кладбища, но все они тут же прыгнули в машины и дали по газам.
Моментально свернулись полицейские. Десять минут — и их след простыл.
А я отправилась на Пороховское кладбище, что на окраине Санкт-Петербурга. место скромное, — линия ЛЭП, о захоронениях тут известных личностей ранее известно не было. Кладбище полузакрыто, это значит, что там могут лишь подзахоранивать к родственникам или погребать урны с прахом.
К моему приезду на входе уже выставили рамки металлодетекторов и ограждения. С территории выходили кинологи с собаками. Я насчитала десять псов. Тут же стояла машина с надписью «Разминирование».
Металлоискатели у входа на Пороховское кладбище фото: Ирина Боброва
На самом кладбище силовики стояли чуть ли не под каждым деревом.
— Сегодня вход закрыт, приходите завтра, — остановили меня омоновцы. – Мы здесь на ночь остаёмся, чтобы никто не пробрался. А из работников кладбища никого уже нет, они тут лишние сейчас.
один из собеседников держал в руке антидроновое ружье – защиту от видеосъёмки с квадрокоптеров.
— Вы тоже не знали, что Пригожина здесь похоронят? – спросила я.
— Ну почему же? Все мы знали… — хитро усмехнулся мужчина и поспешил свернуть разговор.
Около кладбища растерянно топтались иностранные журналисты. Они вообще плохо понимали, что это было. Я сняла место могилы Евгения Пригожина с возвышения из-за ограды. Оно находилось с вышкой сотовой связи. Издалека был виден флаг России, который установили на могиле вместе со знаменем ЧВК «Вагнер».
Пригожина похоронили между его отцом, умершим в начале семидесятых, и отчимом Самуилом Жарким, который скончался в 2016 году. Раньше узнать, где находятся их могилы, было невозможно — никакой публичной информации.
На могиле Евгения Пригожина поставили в рамке отрывок из стихотворения Иосифа Бродского «Натюрморт» со строками «То есть, мертв или жив?» По слухам, организатором похорон стала мать основателя ЧВК Виолетта.
Могила Евгения Пригожина — там, где российский флаг. фото: Ирина Боброва
Я пошла в сторону трамвая. По дороге разговорилась с местной жительницей. «Мой дом напротив, окна на кладбище выходят, но я не слышала, чтобы сегодня кого-то хоронили. Уж больно тихо было, — рассказала она. — Полиция только ближе к вечеру приехала, когда все закончилось. Вообще, странно, что Пригожина похоронили на таком старом, неухоженном кладбище. Может, это тоже для отвода глаз?»