В бой идут старики: почему КПРФ выдвинула в президенты 75-летнего Николая Харитонова
И вновь продолжается бой. И вновь в бой идут старики: делегаты XVIII съезд КПРФ проголосовали за выдвижение 75-летнего Николая Харитонова кандидатом в президенты России. Но на обеспечивающий ток крови по кровеносным сосудам»>сердце на сей раз абсолютно никакой тревоги — в каком бы политическом лагере ни состоять, за кого бы ни болеть на предстоящих выборах, за Харитонова или за его соперников. Потому что тревога всегда возникает от неопределенности, а тут, напротив, полнейшая ясность.
фото: Геннадий Черкасов
Всем, в том числе в самой партии, очевидно, что, выражаясь образами известной пословицы, Николай Михайлович идет на выборы не для того, чтобы глубоко вспахать, а чтобы не испортить борозды.
Идея, как нетрудно догадаться, родилась не в низах, а наверху демократически централизованной КПРФ. Проще говоря — предложена широким партийным массам мудрым партийным руководством.
В низах в последнее время звучали совсем другие идеи насчет выборов. Предлагались, к примеру, в числе прочих кандидатуры экс-губернатора Новосибирской области Сергея Левченко и предпринимателя, директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина.
Да и для верхов, для ЦК, судя по имеющей информации, Харитонов очевидной кандидатурой не был. Рассматривалась, естественно, — не могла не рассматриваться, положение обязывает — кандидатура Геннадия Зюганова. Но у председателя ЦК КПРФ при массе его достоинств имеется и один существенный минус: в будущем году он отметит свое 80-летие.
Поэтому более вероятным считалось выдвижение кого-то из «молодой гвардии». Скажем, первого зампредседателя ЦК КПРФ Юрия Афонина (46 лет), зампредседателя ЦК, главного идеолог партии Дмитрия Новикова (54 года) или губернатора Орловской области Андрей Клычков (44 года).
Но как видим, был выбран компромиссный вариант. Что называется, ни вашим, ни нашим. Хотя больше все-таки «вашим» (или «нашим»?). Короче говоря, четырехлетнее отставание Харитонова по возрасту от партийного вожака проблему, конечно, не решает.
Если Харитонов, паче чаяния, победит на выборах, то к концу своей президентской легислатуры станет одним из самых старых мировых лидеров. А если еще больше оторваться от реальности и представить себе второй срок Николая Михайловича, то в этом случае он вообще может пойти на мировой рекорд. Для справки: сейчас первое место в рейтинге политических древностей занимает президент Камеруна Поль Бийя (90 лет). Но понятно, что даже Бийе не вечен.
А между тем задачи перед страной и партией стоят нешуточные. «В рамках капитализма противостояние с Западом нам не вытянуть, — сообщил председатель ЦК в своем докладе съезду. — Спасительную альтернативу предлагает наша партия… За 120 лет своей истории наша партия уже трижды спасала Россию. Трижды!»
Словом, президенту-коммунисту предстоит ни много ни мало спасти Отечество. Во всяком случае, возглавить спасательные работы. Справиться ли, потянет ли эту ношу президент-коммунист? Учитывая исторический опыт — ну, в трактовке «Краткого курса истории ВКП (б)», — можно уверенно ответить: да. Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. Но, похоже, все-таки не в этот раз.
Настрой у кандидата-коммуниста совсем не победный. «Я могу сказать только одно, — заявил Харитонов, отвечая на вопрос, на какой результат рассчитывает. — сколько бы ни участвовали представители нашей партии и в парламентских выборах, и в выборах президента Российской Федерации — как минимум второе место«.
Все верно, но следует уточнить: второе место партии в президентских гонках — это не только минимум, но и максимум. Не преодоленный пока что верхний предел. Идти с таким настоем на выборы можно лишь в том случае, если большего от тебя и не ждут.
Электоральный бэкграунд у кандидата вроде бы неплохой. «Он единственный в Госдуме, кто избирался в нее восемь раз и одновременно был депутатом РСФСР, — расписывает Зюганов достоинства Харитонова. — Он прошел выборную кампанию от Новосибирска до Краснодара, не проиграв ни одних выборов… Очень сильная и достойная кандидатура».
Но председатель ЦК КПРФ почему-то забыл упомянуть, что Николай Михайлович успел поучаствовать и в президентской гонке — в 2004 году. И те выборы, если судить по тогдашним меркам, с треском проиграл.
Харитонов набрал 13,69 процента голосов. На тот момент это был худший «президентский» результат КПРФ. Напомним, что в 2000 году за Геннадия Зюганова проголосовали 29,21 процента избирателей, а четырьмя годами ранее, в 1996 году, он получил 40,31 (по официальным данным, по неофициальным — еще больше).
Хуже, чем Харитонов, выступил только Павел Грудинин в 2018 году. Но у того были объективные причины: к Грудинину весьма неровно дышала <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ — в плохом смысле этого выражения, в смысле плохо скрываемого недолюбливания. Но та кампания получилась хоть и провальной, хоть и скандальной, но живой, интересной, настоящей. совсем не напоминала игру в поддавки.
Сегодня КПРФ скандалов явно не хочет. А чего хочет — ну, с точки зрения борьбы за <span class="wp-tooltip" title="социальное взаимодействие отношение между индивидами или группами отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или труппу изменяя их поведение в соответ — толком и не поймешь. При отсутствии видимых больших целей выбор в пользу испытанного, проверенного кандидата, не гарантирующего победы, но не способного испортить отношения партии с властью, — вполне логичный выбор.
Кроме того, по уверению Зюганова, Харитонов и сегодня выполняет важную и ответственную миссию: «сейчас он возглавляет думский комитет по Дальнему Востоку, а там будут решаться главные проблемы — и не только нашей страны«. То есть если бы Николай Михайлович пошел на повышение, был бы велик риск того, что этот участок законодательной работы оголится, окажется брошенным на произвол судьбы. Но есть такое ощущение, что за участок можно не переживать.
Есть, правда, риск, и не маленький, что на этих выборах КПРФ не получит даже привычного второго места. Но, похоже, такая опасность эту смелую партию совершенно не пугает.