Шанс на возрождение «Северного потока — 2: трубопровод не будут продавать с молотка
Построенный, но так и не запущенный в эксплуатацию трубопровод «Северный поток – 2» снова выходит на первый план повестки дня мирового газового рынка. С российской экспортной магистралью связаны как позитивные, так и негативные новости.
место утечки на газопроводе «Северный поток — 2». фото : Danish Defence
тестовый баннер под заглавное изображение
С одной стороны, оператору проекта Nord Stream 2, похоже, удалось избежать банкротства и сохранить за собой транспортную систему, стоимостью в миллиарды долларов. С другой, Европа собирается включить трубу в новый антироссийский санкционный пакет. Есть ли у многострадального российского трубопровода будущее и каким оно может быть – разбирался «МК».
Труба зовет!
Соглашение об урегулировании задолженности оператора «’Северного потока – 2» (СП-2) компании Nord Stream 2 AG, принадлежащей структурам «Газпрома», Суд швейцарского кантона Цуг утвердил 9 мая. Поскольку в установленный срок это решение не было обжаловано, к началу июня документ официально вступил в силу. Срок расчетов по долгам с мелкими кредиторами, значительная доля которых уже выплачена, был продлен до 9 сентября. Другими словами, теперь угроза банкротства Nord Stream 2 фактически снята и компания в теории может приступить к полному восстановлению трубопровода.
Необходимо напомнить, что изначально новая газовая магистраль из России в Европу должна была заработать в IV квартале 2019 года, когда завершалась укладка труб через акваторию Балтийского моря. Однако администрация Дональда Трампа, первый президентский срок которого подходил тогда к концу, наложила санкции на проект, что задержало его сдачу в эксплуатацию. Новый президент США Джо Байден сначала благосклонно отнесся к трубопроводу, способному увеличить поставки российского газа в Европу на 55 млрд кубометров в год. Он заявил, что введенные его предшественником рестрикции были «непродуктивными» для отношений США со странами Старого Света. В сентябре 2021 года строительство СП-2′ было завершено, однако газопровод так и не заработал. Препятствия к его запуску чинили уже европейские государства, в том числе Дания, по морской территории которой проходил экспортный маршрут.
После начала СВО отношение Запада к проекту ухудшилось еще больше. Посыпались многочисленные претензии, носящие, в основном, субъективный характер. В сентябре 2022 года на СП-2 была совершена диверсия, в результате которой одна из веток трубы была выведена из строя и стало понятно, что заработать новая газотранспортная система сможет только при самых исключительных обстоятельствах. До последнего времени происходил процесс подготовки к банкротству Nord Stream 2, которого все-таки удалось избежать.
Тем не менее, западные, в первую очередь европейские государства не упускали возможность использовать трубопровод в своих политических играх. В странах Старого Света даже сформировались два блока — противников и союзников магистрали. Первые утверждали, что средства от экспорта энергоресурсов Россия использует для наращивания вооружения, а вторые настаивали, что дешевые углеводороды из нашей страны могут способствовать развитию национальных экономик государств континента.
Примером тому может послужить недавняя встреча канцлера Германии Фридриха Мерца с Дональдом Трампом. Немецкий канцлер назвал этот проект «ошибочным», подчеркнув, что приложит все усилия, чтобы СП-2′ никогда не заработал (ЕС собирается включить газопровод в новый пакет антироссийских санкций, который должен быть обнародован в конце июня). В свою очередь, глава Белого дома отметил, что это именно он в одиночку «остановил» проект в период своего первого президентского срока.
Стоит отметить, что за океаном за происходящими вокруг Nord Stream 2 событиями внимательно следит не только Трамп. Как сообщает The New York Times, американский инвестор Стивен Линч, проявивший в прошлом году Интерес к покупке СП-2, приветствовал официальное вступление в силу мирового соглашения оператора взорванного трубопровода с кредиторами. Он заявил, что несмотря на декларируемые Евросоюзом планы о полном отказе от энергоресурсов из нашей страны, скоро Европа вернется к импорту российского газа, конечно, при непосредственном участии самого бизнесмена. Главным фактором уверенности в своем прогнозе он называет относительно низкую стоимость нашего «голубого топлива». Линч рассказал, что в феврале подал повторную заявку в Минфин США на получение лицензии для участия в возможных торгах за СП-2, если магистраль будет выведена из-под санкций Вашингтона, а около месяца назад поделился своими намерениями с чиновниками из Минэнерго ФРГ.
«Когда европейцы решат, что им нужен газ из России, а они так решат, мы будем готовы», — пообещал инвестор.
Обеспечить «крышу» и снимать сливки
С одной стороны, рассуждает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, президент Владимир Путин отмечал, что Москва не будет против привлечения американских инвесторов к управлению российскими экспортными трубопроводами, если посчитает такой шаг оправданным и рациональным. С другой стороны, налаживание внешнеторговых связей России с Евросоюзом, особенно в сырьевой отрасли, с использованием вашингтонских финансистов несет ув себе множестов рисков.
Когда строительство СП-2 было завершено и шло его согласование в европейских инстанциях, представители политической элиты Соединенных Штатов утверждали, что газопровод так и не заработает. Они даже неоднократно грозили взорвать трубу для подтверждения своих слов.
Что в итоге? Оба «Северных потока» подверглись диверсиям, а оставшаяся в рабочем состоянии нитка второй магистрали продолжает пустовать. Линч предлагает ее выкупить и гарантировать бесперебойные и неприкосновенные поставки по сохранившейся системе в будущем. «Только не стоит забывать, что договариваясь о создании этого маршрута, Россия и Европа имели в виду транспортировку стабильных и дешевых объемов газа, — отмечает Правосудов. — Американского бизнесмена не интересует потенциально низкая стоимость сырья, поощряющая экономику стран Евросоюза. Он лишь собирается обеспечить «крышу» поставкам и снимать сливки с транзита углеводородов по трубе, к созданию которой не приложил никаких усилий». По сути, Вашингтон сможет контролировать российский экспорт газа и, возможно, варьировать его объемы в угоду поставкам собственных энергоресурсов потребителям Старого Света. Поэтому России стоит дважды подумать, перед тем, как соглашаться работать на таких условиях».
Впрочем, даже вмешательство Линча, играющего роль эмиссара Белого дома, судя по всему, пока не сможет приблизить момент запуска первого российского газа по балтийскому трубопроводу. Дело не в том, что Европа намерена полностью отказаться от наших углеводородов, и собирается объявить новые рестрикции против многострадальной магистрали.
При этом ЕС только с большой натяжкой можно назвать целостным организмом — многие страны союза были бы не против сэкономить на расходах при импорте энергоресурсов и открыто заявляют о необходимости вернуть на Рынок континента утраченные объемы российского газа. Вступление в силу документа о прекращении процедуры банкротства Nord Streаm 2 не избавляет газопровод от разного рода законодательных препятствий.
«Газпрому», как владельцу оператора, как сказано в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», приходится «бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте», полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. После вступления в силу мирового соглашения, компания сможет приступить к погашению долгов перед мелкими кредиторами, которые сравнительно невелики. Крупные кредиторы — пять европейских компаний, которые оплатили примерно половину стоимости проекта, пока не предъявляют никаких претензий.
По словам эксперта, главная проблема заключается в том, что в феврале 2022 года, после начала СВО, министерство экономики ФРГ отозвало отчет по влиянию СП-2 на немецкую экономику . В связи с тем Федеральное сетевое агентство Германии обладает неполным пакетом документов и формально не может выдать разрешение на запуск трубопровода в работу. Тем не менее, России удается сохранить статус-кво без потери собственности, тогда как после начала банкротства Nord Strem 2 пришлось бы распродавать свое имущество, то есть выставить на торги саму газовую магистраль. «Поэтому, хотя экспортная труба продолжает потихоньку ржаветь на дне Балтийского моря, ни Линч, ни любой другой ушлый западный инвестор не в состоянии воспользоваться ситуацией и перехватить контроль над стратегической и потенциально прибыльной сырьевой артерией», — утверждает Юшков.