Пасхальный подарок Путина: икона принадлежала генералу, который внедрил «трехлинейки»
Во время визита в войсковой штаб «Днепр» на Херсонском направлении Владимир Путин поздравил военнослужащих с Пасхой и подарил им икону «Спас Нерукотворный». Это копия образа, который, по словам президента, принадлежал «одному из наиболее успешных министров обороны Российской империи». Позднее в Кремле уточнили имя министра — Петр Ванновский.
фото: kremlin.ru
Изучив биографию Петра Ванновского, мы обнаружили немало скрытых смыслов, которые, возможно, заложены в нынешнем путинском подарке.
Сначала о подарке. «Спас Нерукотворный» — главная икона Вооруженных сил России. Само это изображение, как полагают исследователи, появилось на Руси еще в IX веке. Почитаемый среди христиан Спас Нерукотворный издавна является покровителем русского воинства. Именно под хоругвями с ликом такого Спаса дружины Александра Невского били тевтонов на Чудском озере, а войско Дмитрия Донского сражалось с татарской ордой на поле Куликовом.
«Спас Нерукотворный» — это предшественник самых первых христианских икон. Как гласит предание, царь Эдессы Авгарь, страдающий от проказы, отправил слуг к Христу с просьбой прийти к нему и исцелить. Однако Господь поступил иначе: велел принести кувшин с водой и платок (плат). Умывшись, он промокнул лицо свое тканью, и оно отпечаталось на этой ткани. Царские послы отнесли этот нерукотворный портрет Спасителя Авгарю. Тот, едва прикоснувшись к платку, исцелился от страшной болезни.
Весьма примечательно, что президент подарил войскам, участвующим в СВО, именно копию иконы, принадлежавшей Петру Ванновскому, занимавшему пост военного министра Российской империи в период царствования Александра III.
Чтобы лучше понять весомость путинского подарка военным в нынешней ситуации, нужно более скрупулезно изучить некоторые страницы биографии прежнего владельца иконы.
Потомственный дворянин Петр Семенович Ванновский родился 200 лет назад в Киеве. Получил военное образование и с 1840 года служил в армии. Во время Крымской войны 1854–1855 гг. отличился в сражениях.
В 1868 году назначен начальником 12-й пехотной дивизии. Интересно, что в ее состав входили 45-й Азовский, 46-й Днепровский, 47-й Украинский и 48-й Одесский полки. Вот такая красноречивая география. Именно стараниями Ванновского дивизия стала одной из лучших в российской армии.
Спустя 8 лет успешного генерала-комдива перевели на новое место службы, начальником вновь созданной 33-й пехотной дивизии. Названия некоторых ее полков тоже звучат весьма актуально по нынешним временам: 130-й Херсонский, 131-й Тираспольский, 132-й Бендерский.
Дальнейшая карьера Ванновского складывалась успешно. Он стал командиром корпуса и вместе с ним принимал участие в Русско-турецкой войне. Именно на полях балканских сражений будущий царь Александр III и оценил военные таланты Ванновского, его организаторские способности (о них лаконично сказано было в приказе о вручении генералу ордена Святого Георгия lll степени: «…В награду мужества, храбрости и распорядительности, оказанных в делах против турок…»). Уже вскоре после своего восхождения на трон молодой государь назначил этого генерала управляющим Военным министерством. Соответствующий указ был подписан 22 мая 1881 года.
Петр Ванновский 17 лет был министром обороны России.
Столь важную должность Петр Семенович занимал на протяжении всего периода царствования Александра. Он был уволен (формально «по состоянию здоровья») лишь в 1898-м, в начале правления Николая II.
О заслугах Ванновского на посту военного министра корреспондент «МК» поговорил с историком Михаилом Кравцовым.
— По мнению специалистов, те полтора десятка лет руководства Ванновским российской армией имели важнейшее <span class="wp-tooltip" title="Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта Запечатлено в схемах действий понятиях социальных ролях нормах и ценностях Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности" для ее развития и превращения в одну из лучших армий мира. Основной целью, которой стремился достичь Ванновский, было поддержание «вооруженной силы России на высоте, соответствующей политическим потребностям государства и потребностям в наивозможном совершенстве с наименьшими расходами».
Вот лишь несколько ярких штрихов к портрету этого профессионала — военачальника, заботящегося о максимальном повышении боеспособности вверенных ему частей.
Начну с еще доминистерского периода. Именно в 12-м пехотном корпусе, которым он командовал, впервые в российской армии солдатам начали выдавать вместо сухарей свежеиспеченный хлеб. Это резко снизило количество желудочных заболеваний, и уже вскоре такая практика была распространена на все войска действующей армии.
Занимаясь преобразованиями, военный министр Петр Ванновский заботился об улучшении комплектования армии, повышении уровня ее организации и управления, снабжения наиболее прогрессивным и эффективным вооружением, снаряжением, обмундированием. Как писал профессор академии Генерального штаба генерал Николай Янушкевич, «непрекращающееся усиление армий наших соседей обязывало военное ведомство принять новые меры по обеспечению России достаточной вооруженной силой в случае большой европейской войны».
Именно П.С.Ванновский стал «крестным отцом» знаменитой винтовки Мосина. Еще в период Русско-турецкой войны Петр Семенович переживал, что русские солдаты вынуждены сражаться с устаревшими уже винтовками Бердана в руках, а противник имеет на вооружении новейшие американские и английские нарезные ружья. Став во главе Военного министерства, он много сил приложил к тому, чтобы была принята на вооружение в российской армии «трехлинейная винтовка», спроектированная талантливым оружейником Мосиным, которая по всем параметрам превосходила зарубежные образцы. Уже в 1894 году благодаря энергии Ванновского «трехлинейками» были вооружены почти все пехотные части, дислоцированные в европейской части империи. «Мосинка» оказалась настолько удачным оружием, что побила все рекорды долгожительства, ею с успехом пользовались солдаты даже в годы Великой Отечественной.
Главная икона Вооруженных сил России. фото: MIL.RU
Также при Ванновском армия России перешла на боеприпасы, изготовленные с использованием бездымного пороха. Еще одно важное обстоятельство тех времен: вся полевая и горная артиллерия была перевооружена орудиями, изготовленными из стали, вместо «дедовских» медных.
Немало нареканий среди современников вызвала затеянная министром реформа обмундирования. Эстетствующие вельможи ругали новую форму за утрату прежней красоты. Однако эта обнова была гораздо удобнее, функциональнее прежних мундиров. Что очень важно, покрой предусмотрели такой, чтобы в случае начала большой войны, при массовой мобилизации, было как можно легче подгонять форменную одежду, хранящуюся на складах, под фигуры новобранцев. А пехотинцы могли лишь благодарить высокое начальство за то, что им заменили прежние неудобные угловатые ранцы на простые вещевые мешки.
Будучи уволенным с поста военного министра, Ванновский был поставлен во главе Министерства народного просвещения. Этот пост он занимал в 1901–1902 гг. Скончался генерал зимой 1904-го, в самом начале Русско-японской войны, первой большой военной кампании, которую вела российская армия после его отставки.