Зачем в Восточной Европе извращают историю Второй мировой войны
Под влиянием «младоевропейцев» оценка характера Второй мировой войны и отношение к коллаборационистам в общественно-политических кругах ряда стран Центральной и Восточной Европы давно уже претерпели значительные изменения и приобрели ярко выраженный антироссийский характер.
фото: AP
До начала процесса расширения Европейского союза в политических элитах Западной Европы существовал консенсус в подходах к восприятию Второй мировой войны, вина за ее развязывания возлагалась на Германию. И признавалась ее руководством. война воспринималась как большая трагедия европейских народов и не только. Были общепризнаны некоторые памятные даты (день памяти и примирения, освобождение концлагеря Освенцима и ряд других).
Данный подход цементировался тем фактом, что некоторые страны Центральной и Восточной Европы до конца 80-х годов являлись составной частью социалистического лагеря. Последующее радикальной изменение общественно-политической системы запустило процесс пересмотра истории Второй мировой войны.
С учетом того, что некоторые государств открыто сотрудничавшие с гитлеровской Германией (Румыния, Словакия, Болгария и др.), стремились оправдать себя и перенести ответственность за трагедию на СССР, многие институты до этого занимающиеся вопросами расследования преступлений нацизма, быстро «переобулись» и бросились расследовать «преступления коммунизма». Большая часть историков сконцентрировалась на формировании восприятия «пакта Молотова-Риббентропа» в качестве триггера начала жесточайшей войны в истории человечества, продвижении тезиса о равной ответственности «сталинского СССР и гитлеровской Германии» за ее развязывание, отрицание участия в Холокосте и полное оправдание коллаборационистов.
В данном процессе ведущую роль всегда играла и играет Польша. Катынская трагедия и Варшавское восстание 1944 года с обвинениями в адрес нашей страны вошли в официальную историографию и школьные учебники.
Латвийский сейм 29 октября 1998 года принял «Декларацию о латышских легионерах во Второй мировой войне». В ней открытым текстом оправдывались действия вступивших в данный легион граждан, поскольку, дескать, это была реакция на «осуществление геноцида со стороны СССР в период 1940-1941 годы». лица, сотрудничавшие с советской властью, принимающие участие в борьбе с «лесными братьями», были объявлены преступниками, а коллаборационисты – национальными героями. В Риге ежегодно стали проводиться марши в честь легионеров. До сих пор в это сложно поверить с позиций обычного здравомыслия, но факт остается фактом.
Специальная комиссия сейма Литовской республики предоставила лицам, сотрудничавшим с фашистами, а после войны боровшимся с советской властью, правовой статус участника Сопротивления. К этой категории были отнесены военнослужащие литовских полицейских батальонов, которые отличились особой жестокостью на территории Белоруссии.
В Эстонии служившие в период Второй мировой войны в войсках СС, подразделениях вермахта, люфтваффе, полиции и охране концлагерей пособники нацистов были объявлены незаконно репрессированными и получили возможность пользоваться соответствующими льготами, при том что воевавшие с нацизмом в рядах Красной армии граждане этого совершенно лишены. Ежегодно проводится встреча ветеранов 20-й (эстонской) дивизии СС, предпринимаются попытки установления памятника ее бойцам.
После присоединения к Евросоюзу в 2004 году восточноевропейские государства умело разыграли карту формирования чувства вины перед ними у стран «старой» Европы и новые оценки истории Второй мировой войны, представляя себя в качестве «жертв коммунизма». Они сумели добиться того, что Евросоюз фактически перестал осуждать их за реабилитацию коллаборационистов, особенно в тех случаях, когда они прямо не участвовали в уничтожении еврейского населения.
Под влиянием «младоевропейцев» Европарламент принял несколько резолюций, которые заложили серьезную основу для трансформации восприятия Второй мировой войны. В оборот были введены новые термины: «советская диктатура», «советская оккупация» и «коммунистический тоталитаризм».
В 2019 году появилась очередная резолюция «О важности европейской памяти для будущего Европы». В этом документе откровенно ставится знак равенства между Советским Союзом и гитлеровской Германией. Нет никакого упоминания об антигитлеровской коалиции и большом вкладе нашей страны в победу над нацизмом. Напротив, СССР представлен в роли оккупанта. Демонизация и очернение Советского Союза автоматически переносится на современную Россию, для которой якобы характерны «имперские амбиции» и «силовое давление на своих оппонентов».
По инициативе «молодых европейцев» антироссийский крен уже давно стал прочным трендом общеевропейской политики. Демонтируя ценности и символы «старой» Европы, страны Центральной Европы во главе с Польшей и странами Балтии постепенно уничтожили морально-идеологические основы европейской безопасности, которые отражались в безусловном признании вины гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны, что было четко закреплено решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Ревизия подходов к истории Второй мировой войны, итоги которой положены в основу ключевых международных институтов, в том числе Совета Безопасности ООН, может нанести непоправимый урон современному мироустройству, что поставит весь мир на грань глобальной ядерной катастрофы.