Взрывотехник объяснил смертельную опасность упавших беспилотников на примере воронежского ЧП
В Воронежской области упавший украинский беспилотный летательный аппарат взорвался во время его осмотра, сообщил ряд ведущих новостных Telegram-каналов. эксперт-взрывотехник, имеющий боевой опыт работы сапера, в беседе с «МК» рассказал о вариантах и способах минирования беспилотников, а также о том, какие меры безопасности обязательны при обнаружении неизвестного дрона.
фото: AP
Инцидент произошел 17 сентября возле совхоза «Воронежский» в Новоусманском районе. Приземленный силами радиоэлектронной борьбы неизвестный беспилотный летательный аппарат обнаружили местные жители, которые обратились в экстренные службы. По данным источников, дрон взорвался во время его осмотра сотрудниками одной из спецслужб, прибывшими на место происшествия. К Счастью, никто не пострадал.
Случаи минирования противником своих беспилотных летательных средств уже неоднократно отмечались в зоне проведения спецоперации. Видимо, теперь киевский режим решил применить подлую тактику и в отношении мирного населения наших городов.
– Первый вариант минирования беспилотников – дистанционный, – рассказывает специалист-взрывотехник. – Боеприпасов, используя которые, можно это делать, довольно много.
Как правило, взрывное устройство встроено по принципу неизвлекаемости и срабатывает при попытке взять дрон руками, вскрыть его, чтобы что-нибудь открутить, извлечь. Установленное взрывное устройство может срабатывать на металл, на звук, на изменение положения беспилотника.
Второй вариант – беспилотный аппарат самолетного типа мог быть дистанционно управляемым. То есть в него изначально закладывается задание и, в случае потери с ним связи, он автоматически переводится в режим самоликвидации.
Если после падения дрон кто-то попытается поднять, то он взрывается. К примеру, американские разведывательные беспилотные аппараты Reaper все дистанционно самоликвидируются в случае потери с ними связи, чтобы командные исполнительные приборы и информация, которую эти беспилотники записали во время ведения разведки не попали в руки противника.
Мощность взрыва может быть разной, в зависимости от типа дрона. Если это беспилотник-камикадзе, который нес в себе бомбу, то мощность взрыва при самоликвидации будет равна мощности заряда взрывного устройства, изначально заложенного в него. Если же это разведывательный дрон, который изначально никто не минировал, то у таких устройств есть с собой какой-то небольшой заряд, который при необходимости просто выводит из строя их аппаратуру.
– Взрывотехники, которые прибывают на место падения беспилотников и проводят их осмотр, могут как-то себя изначально обезопасить?
– Можно включить «глушилку» – генератор радиопомех, которые есть у нас на вооружении. Но таким способом взрывотехник сможет обезопасить себя только от воздействия внешнего импульса. Радиосигнал будет заглушён, и тогда взрывное устройство не сможет быть дистанционно запущено или выполнить последнюю команду оператора на подрыв.
А вот от действия внутреннего элемента самоликвидации, когда беспилотник упал, автоматически перевёлся в боевой режим и должен, к примеру, через 40 минут взорваться сам, обезопасить себя человек не может. Для этих целей существуют робототехнические средства разминирования.
Робот часто используется правоохранителями при обнаружении вещей и предметов, когда их содержимое не понятно. К примеру, лежит бесхозная сумка, и непонятно, что в ней. Робот может ее поднять и убедиться, что взрывное устройство не сработает при колебании. Он может раскрыть сумку, посмотреть, что внутри, может просветить рентгеном, увидеть, есть ли внутри какой-то предмет, из чего он состоит и какие там элементы. Специалист, управляющий таким роботом, сразу поймет, есть ли внутри взрывное устройство.
В случае с упавшими беспилотниками тем более необходимо использовать робототехнические средства для дрона или элементов его конструкции, а не собирать дроны с земли руками. Если беспилотник упал и при этом остался целым, то подойти и просто попытаться загрузить его в машину, чтобы он там рванул, – это уже верх профессионального невежества.
Прежде чем принимать какие-то решения в отношении обнаруженного беспилотника, необходимо идентифицировать, что это за летательный аппарат, какие есть аналоги, узнать характеристики, предназначение, производителя. Может, это просто разведчик, а может, боевой дрон-камикадзе. Внешний осмотр может дать понимание многих нюансов. И его всегда необходимо проводить, прежде чем брать в руки непонятную находку. Это банальные правила безопасности.